Презентация на тему архитектура 10 13 века. Презентация на тему "Архитектура Древней Руси X – XIII века"

«Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово» - Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Церковь Покрова на берегу Нерли. Храм в вечернее время. Высота галереи составляла 5.5 метров. Легенда создания церкви. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, История создания церкви.

«Церковь Покрова на Нерли» - Церковь Покрова на Нерли. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м. Архитектурные особенности церкви. Церковь в искусстве. Памятник мирового искусства. Храм кубического типа. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Лебедь-храм, плывущий по волнам времени. Стены церкви украшены резным рельефом.

«Архитектура Руси 14-16 века» - Изборская крепость. Луковка. Церковь Спаса. Строительство периода XIII-XVI в.. Гранатовитая палата Московского Кремля. Собор Спаса – Преображения в Твери. Оружейная палата. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса Преображения. Собор Василия Блаженного в Москве. Храм вознесения в селе Коломенском. Архитектура России в XIV-XVI вв.

«Архитектура Руси 14-15 века» - «Богоматерь Донская». Архитектура и живопись в XIV – XVI вв.. «Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов. Андрей Рублёв. Грановитая палата. Архитектура. Благовещенский собор Московского Кремля. Проблема урока. Успенский собор Московского Кремля. «Апостол Павел». Строительство храма Василия Блаженного. Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг..

«Храм Покрова на Нерли» - Традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Место для постройки церкви. Храм Покрова на Нерли. В русской архитектуре нет памятника более лирического. Внутреннее пространство церкви. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.

«Московское зодчество» - Церковь Вознесения в Коломенском. Красная площадь. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Гранатовая палата в Кремле. Московский Кремль. Архитектура Московкого княжества. Кремль имеет 20 башен. Покровский собор. Внутреннее убранство храма.

Всего в теме 25 презентаций

Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс Архитектура – вид искусства, который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской Деревянная архитектура многоярусность строений увенчивание башенками и теремами наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней украшение художественной резьбой «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест) Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986–996 гг. Киев. Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киевепамятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестовокупольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпичаплинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича. Софийский собор в Новгороде Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня. Софийские соборы в Полоцке и Чернигове. Софийский собор в Полоцке Софийский собор в Чернигове Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого. Храмы - богатыри В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. Архитектура в годы правления братьев Боголюбских Белокаменный дворец в селе Боголюбове Церковь Покрова на Нерли Успенский собор во Владимире Основной чертой архитектуры Древней Руси является резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро – Суздальской Руси, Новгороде и других русских городах. Природный ландшафт. Софийский собор в Новгороде Боголюбово. Храм Покрова на Нерли Резиденция владимирского князя.

1 слайд

Архитектура Древней Руси X – XIII века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

2 слайд

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век. План

3 слайд

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет.. Начало строительства храма.

4 слайд

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока. Закладка храма.

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

8 слайд

Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

9 слайд

10 слайд

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XIII ВЕКА)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные памятники древнерусской письменности и книжности X–XIII вв.;
  • основные жанры и памятники древнерусской литературы X–XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусской архитектуры X– XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства X–XIII вв.;

уметь

  • определить после прочтения жанр памятника древнерусской литературы;
  • описать и охарактеризовать иконописное изображение;
  • определить по иллюстративному материалу основные техники декоративно-прикладного искусства;
  • различить региональные особенности архитектурных и иконописных школ и традиций;

владеть

  • методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду и изучаемой проблематике;
  • представлениями о содержании понятий "культура", "искусство" применительно к истории Древней Руси и различных русских земель XII – начала XIII в. (по регионам).

Ключевые термины и понятия : крестово-купольный храм, икона, иконостас, фреска, книжность, летопись, житие, повесть, патерик, православная культура.

Ключевые имена : Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иларион, Кирилл Туровский, Никон, Феодосий Печерский, Владимир Мономах, Нестор, Боян, Игорь Святославич.

Архитектура

Сохранившиеся памятники русской архитектуры домонгольского времени представляют собой в основном церковные постройки или крепостные (фортификационные) сооружения (Золотые ворота Киева, Владимира и т.д.). Жилые дома большей частью строились из дерева и до наших дней не дошли.

Первые русские храмы построены византийскими зодчими. Заимствованная из Византии форма храмовой архитектуры представляет собой так называемый крестово-купольный храм.

Этот тип культового сооружения сформировался в византийской архитектуре раннего Средневековья путем изменения заимствованной из античной архитектуры базилики и соединения ее с типом купольного храма. Вытянутая по оси базилика имеет три продольных нефа. Со временем появился поперечный неф, и базилика приобрела крестообразный план. В таком виде строились христианские храмы католического мира в Средневековье и Новое время. В Византии трансформация базилики продолжилась: продольный неф сократился, соединившись с поперечным в единый объем, а на пересечении нефов появился купол, ставший доминантой всего сооружения. В таком виде тип крестово-купольного храма был заимствован из Византии на Русь после принятия христианства и закрепился в русской архитектуре (вплоть до настоящего времени).

Византийские храмы строились из плинфы – плоского кирпича. Ряды плинфы перемежались слоями известкового раствора. В сооружениях XI в. применялась техника с так называемым утопленным рядом : с известной периодичностью очередной ряд кладки то выступал от поверхности стены на несколько сантиметров, то отступал от нее вглубь. "Утопленные" ряды образовывали продольные борозды, которые заштукатуривались и превращались таким образом в светлые полосы. Вся стена храма становилась полосатой, что создавало декоративный эффект. В русских храмах XII в. начали применять порядовую технику кладки, т.е. без "утопленного" ряда. Слой раствора, правда, делали шире, чем ряд плинфы, от чего храм также становился полосатым, но эти полосы были мельче и выглядели менее нарядно.

Первые храмовые постройки на Руси были осуществлены опытными мастерами, приглашенными из Византии, поэтому ранние русские храмы имеют большие размеры. Самая ранняя каменная церковь – Десятинная в Киеве – возведена в конце X в. (991–996). Она не сохранилась, но насколько можно судить на основании фундаментов, это была постройка крестово-купольного типа, весьма больших размеров даже для Византии, что и неудивительно: ведь Десятинная церковь строилась как главный храм Киева.

При Ярославе Мудром в 1130-е гг. в Киеве был возведен Софийский собор (исследователи считают наиболее вероятной летописную дату строительства – 1037 г.). Однако София Киевская не самый ранний из сохранившихся древнерусских храмов. Таковым следует считать Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный при черниговском князе Мстиславе Владимировиче. Похороны Мстислава в Спасо-Преображенском соборе в 1036 г. проходили во время строительства храма. Летописец так описывает недостроенный храм: человек, стоящий на лошади, мог дотянуться до верха стен. Следовательно, Спасо-Преображенский собор был заложен несколько ранее Софии.

Оба храма крестово-купольного типа, но София имеет разветвленную систему галерей, обилие глав, поэтому крестово-купольная схема в ней просматривается с трудом. Конструкция черниговского собора более проста: шестистолпный пятиглавый храм с нартексом (дополнительным поперечным нефомв западной части) и двумя лестничными башнями, ведущими на хоры. Две лестничные башни имеются и в киевском Софийском соборе, но там они инкорпорированы в сложную систему галерей и не примыкают непосредственно к главному объему храма. Без лестничных башен в ту эпоху было не обойтись: поскольку внутристенных лестниц не устраивали, то только по специальной пристроенной лестнице можно было попасть на хоры, которые располагались либо над входом, либо, как в Софии Киевской, еще и вдоль северной и южной стен собора, представляя собой своеобразные балконы. На хорах (по-древнерусски – полатях) церковную службу слушали представители княжеской семьи с приближенными. Такой обычай русские князья переняли у византийских императоров. По этой причине почти все кафедральные и княжеские храмы домонгольской Руси имели лестничные башни.

Киевская София стала образцом еще для двух Софийских соборов, построенных в XI в.: Софии Новгородской (1045–1050) и Софии Полоцкой (1050-е). Хотя эти соборы строились с явной ориентацией на киевскую Софию, у всех Софийских храмов был общий образец – Софийский собор в Константинополе, являвшийся кафедральным для всей Константинопольской патриархии, в состав которой входила и Киевская митрополия.

В XII в. зарождаются региональные архитектурные школы, каждая со своими особенностями, повлиявшими на последующее развитие русской архитектуры. Так, в Новгороде сложилась традиция строительства небольших по объему одноглавых церквей, инициаторами возведения которых выступали жители конца (района) или улицы, а также купеческие корпорации (например, церковь Ивана на Опоках). Храмы строились в смешанной технике: использовались и плинфа, и камень. Зодчие, по всей видимости, были из местных, что объясняет небольшой размер и толстые стены новгородских храмов: ведь строить приходилось с большим запасом прочности. Близкой к новгородской традиции оказывается псковская архитектурная школа, поскольку в это время Псков входил в состав Новгородской земли.

В Галицко-Волынском княжестве в первой половине XII в. работали западноевропейские мастера, строившие в романских традициях – из белого камня (известняка). Западное влияние в Галицкой земле было столь велико, что во второй половине XII в. там появились храмы в форме квадрифолия и ротонды (круглые в плане). Есть данные, согласно которым в первой половине XIII в. использовались витражи, что свидетельствует уже о влиянии западноевропейской готики.

Исследователи полагают, что от галицкой традиции берет начало белокаменное строительство во Владимиро-Суздальском княжестве. Первые белокаменные храмы там появляются во время правления Юрия Долгорукого, чья дочь была замужем за галицким князем Ярославом Осмомыслом. Самым ранним из сохранившихся памятников является церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1140-е), самый поздний из каменных храмов времени Юрия Долгорукого – Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском (1150-е).

Почти все постройки времени Юрия Долгорукого представляют собой небольшие крестово-купольные одноглавые храмы с минимальным декором. Храмовая архитектура времени Андрея Боголюбского более разнообразна. Сохранились Успенский собор (1158) и Золотые ворота (ок. 1164) во Владимире, фрагмент княжеского дворца в Боголюбове (1150-е) и церковь Покрова на Нерли (середина XII в.). Согласно летописи, Андрей пригласил иностранных зодчих, что подтверждается современными исследованиями. Полагают, что во Владимире работал итальянский или немецкий архитектор: в постройках времени Андрея Боголюбского появляется резная фасадная скульптура, подобная той, которая украшает романские храмы Западной Европы того времени.

Следующий этап владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. В 1185 г. от пожара сильно пострадал владимирский Успенский собор. Появилась угроза его разрушения. Приглашенные Всеволодом мастера, также западноевропейского происхождения и выучки, окружили собор галереями и пристроили еще четыре главы. Получилось сложное архитектурное сооружение, пятиглавие которого впоследствии стало атрибутом кафедрального собора в России XVI-XVII вв.

Из построек времени Всеволода выделяется придворный Дмитриевский собор во Владимире, возведенный в 1190-е гг. Четырехстолпный одноглавый собор уникален тем, что его стены покрыты белокаменной резьбой, в которой присутствуют такие редкие для средневековой иконографии сюжеты, как борьба Геракла со львом, вознесение Александра Македонского на небо и пр. В одной многофигурной композиции исследователи видят семейный портрет самого Всеволода с сыновьями. Традиция украшать храмы белокаменной резьбой продолжилась и при сыновьях Всеволода. Среди их построек самой выдающейся является Георгиевский собор в Юрьеве Польском, возведенный накануне монголо-татарского нашествия.

Татаро-монгольское нашествие прервало архитектурные традиции Руси. Исключением стали новгородские и псковские земли, до которых войско Батыя не дошло. Наработки новгородской архитектуры второй половины XIII в., развитые в XIV–XV вв. в новгородских и псковских землях, пришли в центральную Россию, но гораздо позднее, в XV в.




Десятинная церковь Первая каменная церковь Киевской Руси Воздвигнутая Владимиром Святославичем на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна Церковь Успения Пресвятой Богородицы X век (г) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года








Успенский собор во Владимире Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века


Церковь покрова на Нерли Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Построена по указу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Изяславе Андреевиче XII век 1165 год1165 год


Золотые ворота в о Владимире Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.1164 году Андрее Боголюбском XII век


Дмитриевский собор во Владимире Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. XII век (гг)




Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII век (гг); Святослав Всеволодович








Успенский собор Московского Кремля По проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Аристотеля Фиораванти Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. XV век (гг) При Иване III




Грановитая палата Московского Кремля XV век (гг) Построена по указу Ивана III Итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари.Пьеро Антонио Солари.








Колокольня Ивана Великого Была сооружена в память об умершем в тот год Иване III () В годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня годахПетрок Малый Вознесения Господня В 1600 году при царе Борисе Годунове, Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид.1600 годуБорисе ГодуновеФёдором Савельевичем Конём


Архангельский собор Московского Кремля Алеви́з Фрязин Новый –итальянский архитекторАлеви́з Фрязин Новый Был построен на месте старого собора XIV века XVI век (гг) При Иване III




Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой XVI век (гг)


Покровский собор Собор Василия Блаженного Архитекторами были известные псковские мастера Постник и БармаБарма XVI век (гг)


Смоленская крепость Архитектор Фёдор Конь В годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова конец XVI - начало XVII века ()




Церковь Покрова в Филях XVII век (гг)




Палаты Аверкия Кириллова Редкий образец частного жилого строительства Дом думного дьяка Аверкия Кириллова XVII век ()




Ростовский кремль Бывшая резиденция митрополита Был построен при митрополите Ионе Сысоевиче Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев XVII век ()




Теремной дворец Московского Кремля Терема построены по приказу царя Михаила Романова Мастерами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым Первые каменные покои в царском дворце XVII век (годах)




Церковь Ильи Пророка в Ярославле XVII век () На средства богатейших купцов гостиной сотни братьев и Скрипиных.


Успенский собор в Рязани Зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым XVII век ()






Петропавловский собор Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла Архитектор Доменико Трезини Доменико Трезини XVIII век ()


Большой дворец в Петергофе Франческо Бартоломео Растрелли XVIII век ()






Зимний дворец в Санкт - Петербурге XVIII век (); итальянским архитектором Б. Ф. РастреллиБ. Ф. Растрелли




Строгановский дворец в Санкт-Птербурге Архитектор Франческо Бартоломео РастреллиФранческо Бартоломео Растрелли XVIII век ()


Таврический дворец в Санкт- Петербурге Архитектор И. Е. Старов И. Е. Старов Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина XVIII век ()


Здание Биржи в Санкт-Петербурге Архитектор Джакомо КваренгиДжакомо Кваренги XVIII век ()


Дом Пашкова XVIII век () Василий БаженовВасилий Баженов


Павловский дворец под Петербургом Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX веков Являлся летним дворцом Российского императора Павла I. Дворец и парк строились на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси.Чарлз Камерон




Михайловский замок «Инженерный замок» Построенный по заказу императора Павла I На рубеже XVIIIXIX веков (гг) Архитектор В. И. Баженов






Здание Московского университета на Моховой Символ эпохи Просвещения Архитектор М.Ф.Казаков М.Ф.Казаков конец XVIII века (гг) В 1817г. – архитектор Д.Жилярди.


Здание Манежа Архитекторы: А. А. Бетанкур (проект); О. И. Бове (фасады) С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий XIX век (1817) и () - фасады


Большой Кремлевский дворец в Москве Постоен группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв).К. А. Тона XIX век ()




Здание Адмиралтейства Первое здание 1711г., Второе – 1738 г., Архитектор А. Д. Захаров А. Д. Захаров Третье - XIX век ()


Дворцовая площадь Её размеры составляют около 5 га (для сравнения Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га) Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой Александровская колонна


Здание штаба Гвардейского корпуса Архитектор А. П. Брюллов XIX век ()








Триумфальные ворота Архитектор О. И. Бове О. И. Бове Скульпторы: И.П. Витали и И.Тимофеев XIX век ()






Исаакиевский собор в Санкт- Петербурге Архитектор Огюст Монферран Строительство курировал император Николай I XIX век ()


Храм Христа Спасителя в Москве Кафедральный собор Русской Православной Церкви Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия Архитектор Константин Тон Константин Тон XIX век () 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено Новый храм построен в 1990-х годах.


Балтийский вокзал Архитектор А.И. Кракау XIX век ()




Верхние торговые ряды XIX век () архитектора А. Н. Померанцева, инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. ЛолейтаА. Н. Померанцева С ГУМ


Аристо́тель Фиорава́нти Аристо́тель Фиорава́нти (около 1415, Болонья не ранее 1486) итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (), участвовал в походах на Новгород (), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.Успенский собор в Московском Кремле


Алеви́з Но́вый Алеви́з Но́вый (Алеви́з Фря́зин; вторая половина XV первая треть XVI в.) итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко- Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.Архангельский собор в Москве


Пьетро Антонио Солари Пьетро Антонио Солари (также известный как Пётр Фрязин, в летописях Пётр Антонин Фрязин; Милан - итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля. О жизни Пьетро Антонио Солари известно очень мало, расходятся даже сведения о годе рождения и дате смерти.Грановитой палаты


Барма Барма (XVI век) русский зодчий, создавший в годы совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве. храм Василия Блаженного


Ф.Б. Растре́лли Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700г. Париж 29 апреля 1771г. Санкт- Петербург) знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770). Важнейшие постройки: Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец, Большой дворец в Петергофе, Строгановский дворец, Андреевская церковь в Киеве Зимний дворецСмольный соборЦарскосельский Екатерининский дворец Большой дворец в ПетергофеСтрогановский дворец Архитектурный стиль: барокко


Доме́нико Трези́ни Доме́нико Андре́а Трези́ни (около 1670г., Италияна границе с Швейцарией, 19 февраля 1734, Санкт-Петербург) архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт- Петербурга. Трезини повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, перестройка Петропавловской крепости в камне, Петровские ворота и Петропавловский собор в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий и др. Петропавловский собор здание Двенадцати коллегий Архитектурный стиль: петровское барокко


Чарлз Камеро́н Чарлз Камеро́н () крупный архитектор. По происхождению шотландец. Родился в Лондоне. Важнейшие постройки Адмиралтейская коллегия, комплекс сооружений в Царском Селе, Павловский дворец, павильон "Агатовые комнаты" "Висячий сад" и "Камеронова галерея"Павловский дворецКамеронова галерея Архитектурный стиль: классицизм


Джа́комо Кваре́нги Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги (20 сентября 1744, Бергамо 18 февраля 1817, Санкт-Петербург) известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств Важнейшие постройки: Здание Смольного института, Александровский дворец, Здание Биржи, здание Академии наук Здание Смольного института Здание Биржи Архитектурный стиль: классицизм


Васи́лий Баже́нов Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва 2 августа 1799, Санкт-Петербург) российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, масон; Член Российской академии (1784) Важнейшие постройки: Дом Пашкова, Царицынский дворцово- парковый ансамбль, проект Михайловского замка, Владимирская церковь в Быково. Дом ПашковаМихайловского замка Архитектурный стиль: классицизм, псевдоготика


М. Ф. Казаков Матве́й Фёдорович Казако́в (1738, Москва 1812, Рязань) русский зодчий. Важнейшие постройки: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, здание Московского университета, здание Голицынской больницы. здание Московского университетаздание Голицынской больницы Архитектурный стиль: классицизм, псевдоготика


И.Е. Старо́в Ива́н Его́рович Старо́в (12 февраля 1745, Санкт- Петербург 5 апреля 1808, Санкт-Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Таврический дворец, Троицкий собор, Князь- Владимирский собор. Таврический дворец Архитектурный стиль: классицизм


А. Д. Захаров Андрея́н Дми́триевич Заха́ров (8 августа августа 1811, Санкт- Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Адмиралтейство в Санкт-Петербурге Адмиралтейство в Санкт-Петербурге Архитектурный стиль: ампир


К. И. Ро́сси Карл Ива́нович Ро́сси () российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Важнейшие постройки: Михайловский дворец, Здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода. Здание Главного Штаба Александринский театр Архитектурный стиль: ампир


О. И. Бове́ Осип (Джузеппе) Ива́нович Бове́ (24 октября 1784, Петербург 16 июня 1834, Москва) российский архитектор. Знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Важнейшие постройки: Театральная площадь, Большой театр, Триумфальные ворота. Триумфальные ворота Архитектурный стиль: классицизм, ампир


К.А. Тон Константин Андреевич Тон (26 октября января 1881) русский архитектор. Придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств Важнейшие постройки: Храм Христа Спасителя в Москве, здание Оружейной палаты. Храм Христа Спасителя здание Оружейной палаты


В.П. Стасов Василий Петрович Стасов (24 июля 1769, Москва 24 августа 1848, Санкт- Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Спасо- Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице- Измайловский собор Архитектурный стиль: классицизм, ранний русский стиль


А.Н. Померанцев Алекса́ндр Никано́рович Помера́нцев (30 декабря 1849, Москваноябрь 1918, Петроград) русский архитектор, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий. Преподаватель, ректор Императорской Академии художеств в годах. Важнейшие постройки: Верхние торговые ряды, Москва, Александро-Невские храмы в Софии, Москве, Санкт-Петербурге Верхние торговые ряды Архитектурный стиль: эклектика, модерн, нео- византизм