Смотреть что такое "Аид" в других словарях. История персонажа Какая богиня была женой аида

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.

Аид Аид

или Гадес

(Hades, Pluto, Αὶδ̀ης, Πλοότων). Бог подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса. Со своей супругой Персефоной он царствует в преисподней над тенями умерших; власть над адом он получил при разделе управления миром между Зевсом, Посейдоном и Аидом после победы над титанами. Аида называли Плутоном (πλοοτος - богатство), так как он властвует над глубиной земли, откуда человек получает все богатства - металлы, и хлебные растения, произрастающие из земли. Аид обладает особенным шлемом, имеющим свойство делать его невидимым даже самим богам; этом шлем надел на себя Персей, когда шел убивать Горгону Медузу. Аиду были посвящены черные бараны. Римские Плутон (Pluto, Orcus, Dis - от dides, богатый) и Прозерпина, властители подземного мира, сравнительно позднее заимствование греческих Аида и Персефоны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АИД

Гадес (Άιδης, Αϊδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А. - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. Н. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλούτος- богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. Н. V 395-403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (χαται βάτης - Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужас
своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537- 570), мрачные глубины А. - Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Hom. П. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Аеn. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Ноm. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23-25). Гомер называет также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Ною. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. It 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея ).
Лит.: Платон, Соч.. т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tulbingen, 192S; Wilamowitz-Mollendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose Н. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961.
А. А. Тахо-Годи.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аид

(Гадес, Плутон) - бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. Его имя означает “невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид - также само царство мертвых. В это царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускают сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне сидит Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танатос с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян - Орк.

// Генрих ГЕЙНЕ: Подземный мир // Н.А. Кун: ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АИД

в греческой мифологии сын титана Кроноса и Реи, бог царства мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Аид - бог Олимпа, царствующий в мире мертвых. В его владения не способны проникнуть живые души, что, впрочем, нередко опровергается теми же мифами. Первоначально Аид был зловещим божеством, даже имя которого греки боялись произносить вслух, однако со временем его образ смягчился - его стали считать владыкой подземных богатств, способным на проявления милости и щедрости к людям.

История появления персонажа

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны - в Тартаре.

В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других - увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Аид в культуре

Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал -– «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов, дети Кроноса и Реи. Аид и Посейдон как раз ими и являются!

Аид - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Посейдон - Бог моря и землетрясений, в древнегреческой мифологии. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники. Он может помочь со всем, что связано с интуицией, снами, психическими силами, пристрастиями, индустрией развлечения и тайнами. Его ароматы камфара, вяз и ива. Его цвета - цвет морской волны, и его символы белая лошадь или трезубец.

С точки зрения античной философии и астрологии четверица главенствующих олимпийских богов образует четыре мировые стихии. Зевс — это стихия воздуха, Посейдон — стихия воды, Аид — стихия огня, Деметра — стихия земли, что тождественно астрологическим стихиям, которые формируют систему знаков зодиака. А именно число 6 в нумерологии символизирует мир, который образован из четырёх стихий, и соответственно четыре верховных бога символизируют и образуют мир, в котором действуют четыре стихии.

Бог Аид – правитель подземного царства у древних греков. Он считался братом Зевса и согласно некоторым источникам, старшим. Называли Аида еще Гадесом. Люди боялись произносить его имя вслух, поэтому использовали другие названия, к примеру, «Незримый». С этим богом ассоциировалось много негативных вещей.

История бога подземного царства Аид

Несмотря на то, что этот Бог нес ответственность за царство мертвых, люди не видели в нем каких-то злых черт. Внешность Аида была схожа с Зевсом. Представляли его мужчиной в возрасте с большой бородой. Одним из главных бога Аида являлся шлем, который даровал ему невидимость и возможность проникать в разные места. Это был подарок, который сделали ему циклопы. Еще один несменный атрибут – двузубые вилы. Был у Аида и скипетр с головами трех псов, которые ассоциировались с Цербером, охраняющим вход в царство мертвых. Древнегреческий Бог Аид передвигался на колеснице, запряженной исключительно черными конями. Его стихией считается земля и прах. Что касается цветов, символизирующих Аида – дикие тюльпаны. В жертву этому богу приносили черных быков.

Одно из значимых событий в мифологии Древней Греции – война между титанами и богами. В нелегкой борьбе первыми стали Зевс, Аид и Посейдон. Затем произошло разделение власти путем жребия, вследствие чего Гадес получил царство мертвых и власть над душами. Греки часто изображали бога Аида в качестве охранника царства мертвых и судьи для каждого человека. Кстати, спустя некоторое время отношение к нему стало более снисходительное и Гадеса начали представлять как бога и изобилия. В таком случае на изображениях в его руках находился рог изобилия, в котором были разные плоды или драгоценные камни. К такому выводу греки пришли из-за того, что воскресшие души начали сравнивать с зерном, которое закапывают в землю, а оно прорастает и дает человеку пищу. К тому же немалую роль в этом сыграла его жена Персефона, которая была богиней плодородия.

Несмотря на то, что Бог Древней Греции Аид был привязан к царству мертвых он проводил время на земле и на Олимпе. Наиболее известное появление было связано с тем, что Геракл ранил его своей стрелой, и Аид был вынужден просить помощи у других богов. Еще один значимый случай появления Гадеса на Олимпе был связан с похищением Персефоны, которая впоследствии стала его женой. Ее мать после исчезновения дочери очень страдала и забросила свое дело, а отвечала она за плодородие. В итоге это привело к серьезным последствия, поскольку люди были лишены урожая. После этого Зевс принял решение, что Персефона 2/3 года будет находиться с матерью и только остальное время вместе с Аидом.

Согласно некоторым произведениям искусства и мифам трон греческого бога Аида был сделан из чистого золота, а находился он в центре главной залы подземного царства. По мнению некоторых источников, изготовил его Гермес. Аид всегда суров и непреклонен. Никто не смел, сомневаться в его справедливости, поэтому решения считались законом. Рядом находилась его жена, которая всегда была грустной, а вокруг сновали богини мук и страданий. На многих картинах Аид изображен с головой задом наперед. Это объясняется тем, что он никогда не смотрит в глаза, поскольку они у него мертвые. Несмотря на то, что Аид является владыкой мертвого царства его не стоит сравнивать с Сатаной. Он не является врагом людей или искусителем. Греки считали смерть определенным переходом в другой мир, где Гадес является правителем. Души в темное царство проводил дух смерти. В основном люди отправлялись туда не по своей воле. Хотя некоторые добровольно спускались к Аиду, чтобы повстречаться с ним, к примеру, это было одно из героических заданий Психеи.