Нотр дам в страсбурге. Соборы страсбурга

Очередной пост "эльзаской серии" посвящен одному из самых величественных и впечатляющих сооружений этого региона - готическому собору Страсбурга. За годы жизни в Европе я повидал множество различных соборов, но ни один из них не впечатлил меня так сильно, как готический собор в Страсбурге. Чем же так примечателен главный собор Эльзаса? - ответ на этот вопрос внутри поста.

01. Страсбургский собор расположен в самом сердце исторической части столицы Эльзаса. Это самое высокое сооружение города, которое видно на многие километры вокруг. С высотой единственной башни 142 метра собор являлся на протяжении 1647-1874 годов самым высоким зданием в мире, пока в 1874 году его на пять метров не обогнала церковь Святого Николая в Гамбурге.

02. В отличии от многих своих коллег, например кельнского собора или ульмского, которые окружены безликими постройками послевоенного времени, страсбургский собор расположен среди исторической застройки с обилием фахверка, благодаря чему все пространство вокруг воспринимается целостно а сам собор выступает в роли вишенки на торте прекрасной архитектуры старого города.

03. Это величественное творение европейских архитекторов строилось на протяжении 12-15 веков и постоянно меняло свой внешний облик и архитектурный стиль - готические черты сооружение начало приобретать лишь во второй половине 13 века, когда и сформировалась окончательная концепция внешнего вида собора. Примечательно, что по изначальному плану собор должен был иметь две башни, строительство первой было закончено в 1439 году, а строительство второй так и не было начато. После 1439 года внешний вид собора практически не менялся.

04. Количество деталей в оформлении фасада и их изящность произвели сильное впечатление даже на меня, видавшего немало готических сооружений на своем веку.

05. Красота!

06. Детали и лепнину в оформлении собора можно рассматривать очень долго.

07. Соборная площадь Страсбурга по праву считается одной из красивейших площадей Европы и является центром туристических потоков столицы Эльзаса. Детальней эту площадь я покажу в следующих постах, посвященных рассказам об этом великолепном городе.

08. Внутри собор впечатляет не меньше, чем снаружи.

09. Среди знаменитостей, посетивших собор и сильно впечатлившихся его величием, были такие персоны, как Виктор Гюго и Иоганн Гете. Последний после посещения собора написал в 1773 году свою работу "О немецкой архитектуре", посвященную главному зодчему страсбургского собора Эрвину фон Штайнбаху. В конце июня 1940 года собор посещает Адольф Гитлер, который хотел придать собору статус "национальной святыни немецкого народа".

10. Внутри собора царит легкий полумрак - витражные окна задерживают часть солнечного света, нехватку которого компенсируют многочисленные люстры.

11.

12. А также свечи.

13. Удивительно, но несмотря на многочисленных посетителей, собор совершенно не теряет своей магической атмосферы и уюта.

14. Во многом этому способствует слегка приглушенный свет и множество свечей.

15.

16.

17. В одном месте внутри собора находится большая яма, пол которой полностью усыпан монетами, которые бросают туристы сквозь отверстия в чугунной решетке.

18. Гора монет сквозь решетку выглядит как сокровища из фильмов про пиратов.

19. Одной из ярких достопримечательностей собора, являются астрономические часы, которые были запущены в 1574 году и проработали до 1789 года. Затем, после 50-летней паузы, были проведены ремонтные работы, в результате которых в часах был установлен совершенно новый механизм, который показывал движение по орбитам Земли, Луны и известных на то время планет солнечной системы от Меркурия до Сатурна. Примечательно и то, что часы также показывают прецессию земной оси, один оборот которой длится около 25 765 лет. Таким образом этот механизм является самым медленным зубчатым механизмом в мире.

20. Описывать прочее убранство и объекты интерьера собора не буду, так как не очень разбираюсь в церковной терминологии, но посмотреть тут есть что.

21. Это самый красивый готический храм из всех, где мне доводилось бывать. Как раз тот случай, когда фотографии говорят сами за себя.

22. Внутри собора находятся три оргáна, главный из которых виден на фотографии. Он облачен в декоративную оболочку 1385 года, сам же оргáн был изготовлен в 1716 году и подвергся радикальной переделке в 1897 году, получив электро-механическую трактуру. В течении ХХ века главный оргáн собора еще несколько раз кардинально перестраивался.

23. Одним из самых ярких и символичных элементов фасада страсбургского собора является витражная готическая роза (круглое окно с узорчатым орнаментом) с весьма затейливым узором, напоминающим калейдоскоп.

24. Великолепие готического стиля!

Помимо всех перечисленных достопримечательностей страсбургского собора, есть еще одна самая яркая - каждый год в июле и августе по вечерам собор выступает в качестве холста, на который под классическую музыку проецируется потрясающее световое шоу, именуемое Spectacle Son et Lumière. Шикарное зрелище!

25. Страсбургский собор при обычном вечернем освещении выглядит так. Между домами уже скопилась публика в ожидании светового представления.

26. Вскоре на площади раздаются звуки классической музыки и подсветка собора начинает меняться в соответствии с музыкальным сопровождением.

27.

28. Благодаря грамотно поставленному свету, собор предстает в совершенно новом облике - становятся видны многочисленные детали, совершенно не заметные при дневном освещении.

29.

30.

32. Тут трудно что-либо добавить, фотографии достаточно красноречивы.

33.

34.

35. Ощущения, как будто бы попал в волшебную сказку. Не меньше.

36.

37. Финальные аккорды.

Страсбургский собор— католический кафедральный собор во французском городе Страсбурге.




Страсбургский собор отличается своей чарующей и величественной фактурой. Со всех сторон он окутан узорами свободно стоящих решеток, на фасаде расположены небольшие расписные арки, изящные скульптуры, монументальные колонны, витражные окна, алтарь Святого Панкратия, особенные астрономические часы, находящиеся в расписанном корпусе - и это лишь малая часть перечисленного, что откроется взору при посещении этого собора-архитектурного шедевра.








Одним из главных украшений собора являются неописуемой красоты витражи, самые лучшие из которых хорошо видны из окон трансепта и южной капеллы. На витражах окон южной капеллы изображены отрывки из жизни Иисуса Христа - когда он был ребенком, когда он постиг страшные муки и эпизоды Страшного Суда. На витражах северного трансепта можно увидеть отображение Богоматери, возглавляющей процессию жен-мироносиц, которых чтят все народы мира.





Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты.








Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!







Изображение из «Pierers Universal-Lexikon», 1891














Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света. Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов.




Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.







Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.





Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский.







По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль.




западный портал








По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.






Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось.








Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.




Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма.




Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.





Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство.





Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века.




Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).



Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора, ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а также продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церквей с тремя нефами одинаковой высоты (нем. Hallenkirche).








Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген (нем. Ulrich von Ensingen, ранее участвовал в создании Ульмского собора) и Эрвин фон Штайнбах (нем. Erwin von Steinbach).



Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня.








Площадь, на которой стоит собор, принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой (швабской) архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько «наклонных» этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке (нем. Haus Kammerzell, фр. Maison Kammerzell).















В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства, которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.






галерея апостолов




В начале 20-х годов 13 века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.








детали тимпана в музее собора















Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.




Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.




портал Сан-Лорен





























Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.

















К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.




До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна).




Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25.800 лет.




Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще.




Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец,



потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик,

который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца.Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.




Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день.Каждый день в 12:30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью.




На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра.






Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.











К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.




Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.




Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде.












В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.




Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно.















Приехать в Страсбург и не побывать в его «сердце» - непростительная ошибка, ведь великий Гюго назвал его «деликатным и гигантским архитектурным чудом». Описал его в своих трудах и Гете, назвав не иначе, как «дерево Бога»!








Каждое лето вечерами перед собором организуют представление: транслируются классические музыкальные произведения, а сам собор подсвечивается разными цветами в тон к музыке.



|

Страсбургский собор отличается своей чарующей и величественной фактурой. Со всех сторон он окутан узорами свободно стоящих решеток, на фасаде расположены небольшие расписные арки, изящные скульптуры, монументальные колонны, витражные окна, алтарь Святого Панкратия, особенные астрономические часы, находящиеся в расписанном корпусе - и это лишь малая часть перечисленного, что откроется взору при посещении этого собора-архитектурного шедевра.

Одним из главных украшений собора являются неописуемой красоты витражи, самые лучшие из которых хорошо видны из окон трансепта и южной капеллы. На витражах окон южной капеллы изображены отрывки из жизни Иисуса Христа - когда он был ребенком, когда он постиг страшные муки и эпизоды Страшного Суда. На витражах северного трансепта можно увидеть отображение Богоматери, возглавляющей процессию жен-мироносиц, которых чтят все народы мира.


Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты.

Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!


Изображение из «Pierers Universal-Lexikon», 1891

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света. Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов.

Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.


Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский.


По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль.

западный портал

По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось.

Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма.

Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство.

Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века.

Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора, ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а также продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церквей с тремя нефами одинаковой высоты (нем. Hallenkirche).

Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген (нем. Ulrich von Ensingen, ранее участвовал в создании Ульмского собора) и Эрвин фон Штайнбах (нем. Erwin von Steinbach).

Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня.

Площадь, на которой стоит собор, принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой (швабской) архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько «наклонных» этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке (нем. Haus Kammerzell, фр. Maison Kammerzell).





В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства, которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

галерея апостолов

В начале 20-х годов 13 века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

детали тимпана в музее собора




Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.


Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

портал Сан-Лорен


Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.



К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна).

Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25.800 лет.

Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще.

Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец,


потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик,
который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца.Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.

Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день.Каждый день в 12:30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью.

На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра.

Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.



В 12:00 в соборе демонстрируется фильм об истории создания и механизме часов.


К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде.

В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно. Он открывает свои порталы в 7 утра и закрывает в 7 вечера. Стоит помнить, что с 11-30 и до 12-40 в храме перерыв. Все туристы, которые хотят попасть на Северную башню должны будут заплатить за билет 4 евро и 60 евроцентов.

Для детей и подростков подъем стоит вдвое дешевле. Приехать в Страсбург и не побывать в его «сердце» - непростительная ошибка, ведь великий Гюго назвал его «деликатным и гигантским архитектурным чудом». Описал его в своих трудах и Гете, назвав не иначе, как «дерево Бога»!

Каждое лето вечерами перед собором организуют представление: транслируются классические музыкальные произведения, а сам собор подсвечивается разными цветами в тон к музыке.

Адрес: Франция, город Страсбург, Соборная площадь
Начало строительства: 1015 год
Окончание строительства: 1439 год
Высота: 142
Основные достопримечательности: астрономические часы, колонна Ангелов, купель XV века, изображение Масличной горы, портал Святого Лаврентия, соборная кафедра, витражы XII-XIV веков, гобелены XVII века
Координаты: 48°34"54.7"N7°45"03.3"E

Содержание:

Краткое описание

Если попытаться выделить наиболее красивые католические храмы, построенные в разные времена в готическом стиле, то в их число, безусловно, войдет Страсбургский собор во Франции .

Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты. Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!

Северный фасад собора

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света . Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов. Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Страсбургский собор: история строительства и особенности архитектуры

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.

Вид на западный фасад собора с улицы Мерсьер

Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский. По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль. По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось. Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Вид на северную (142 м.) и южную башни собора

Храм в Страсбурге, посвященный Святой Деве Марии, может чем-то даже напомнить неискушенному путешественнику Кёльнский собор. Действительно, что-то общее у них, все же, есть. Однако в архитектуре церкви епископа в Страсбурге, можно проследить и влияние романского стиля.

Точнее говоря, из-за многочисленных перестроек здание, возведенное из вогезского песчаника, разительно отличается от подобных строений, что и делает его уникальным и неповторимым. Восточную часть собора, южный вход и хор строители выполнили в романском стиле, а вот знаменитый неф, на котором можно увидеть бесчисленное число фигурок, и западный фасад построили в готическом стиле.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма. Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Портал Страсбургского собора

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство. Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века. Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Сокровища Страсбургского собора

В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства , которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы – лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.

К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

Фрагмент фасада Страсбургского собора

Механизм уникальных часов несколько раз изменялся: до нашего времени дошел тот, который с точностью вычисляет дни католических праздников, и имеющий возможность показывать прецессию земной оси. Удивительно, но самый медленный оборот в этих часах продолжается ровно 25 800 лет. Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще. А внутренне убранство храма поражает своим великолепием: орган, самая старая часть которого была выполнена мастером еще в 14-м веке, статуя священника, на речь которого обращает внимание движущаяся фигура торговца сладостями…

Страсбургский собор: современная история и памятка туристу

К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Вид на западный фасад собора

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде. В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно . Он открывает свои порталы в 7 утра и закрывает в 7 вечера. Стоит помнить, что с 11-30 и до 12-40 в храме перерыв. Все туристы, которые хотят попасть на Северную башню должны будут заплатить за билет 4 евро и 60 евроцентов.

Гёте назвал его «возвышенным деревом Бога», а Виктор Гюго - «гигантским изящным чудом». Все эти поэтические эпитеты описывают кафедральный собор в Страсбурге - приграничном с Германией городе Франции. Два столетия эта постройка была самой высокой в мире. Шпиль собора виднеется далеко за пределами Страсбурга. Его силуэт на фоне алеющего предзакатного неба является визитной карточкой города. Шпиль виден даже с другого берега Рейна, по которому проходит современная граница. Поэтому Страсбургский собор в Германии считают почти своим (принимая во внимание историю Эльзаса и Лотарингии). Эта церковь одновременно величественна и изящна. Даже в двадцать первом веке, эпохе небоскребов, Нотр-Дам Страсбурга занимает шестое место в мире по высоте среди храмов. А еще она держит лидерство как самое большое строение из такого недолговечного камня, как песчаник. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому уникальному готическому храму.

Как добраться до Страсбургского собора

Найти это сооружение нетрудно - 142-метровая башня видна издалека. Но центр Страсбурга возведен на острове, окруженном рекой Иль. Плотная фахверковая застройка с нависающими балкончиками вдоль узких средневековых улочек закрывает обзор. Вокруг столько интересных достопримечательностей, что впору и вовсе позабыть, куда намеревались придти. Страсбургский собор внезапно предстает во всей красе в узком проеме улицы Мерсье. На нее можно попасть, перейдя мост по Вье Марш Окс Пуассон (возле Исторического музея). С этой позиции его и фотографируйте. Если подойти ближе, можно запечатлеть лишь фрагменты фасадов, но не великана-красавца целиком. Кстати, на правой стороне улочки Мерсье расположен старинный фахверковый дом Каммерцеля (XV ст.), украшенный деревянными скульптурами - сейчас там большой магазин сувениров.

Собор в Страсбурге: история

Современный Эльзас некогда входил в состав необъятной Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в самом центре галльского поселения Аргенторатум стоял языческий храм. Намного позже Страсбург получил современное название от двух немецких слов: «штрассе» - дорога и «бург» - замок или укрепленный город. Когда христианство стало господствующей религией, языческий храм был разрушен, а на его месте стали возводить церковь. Около тысячного года население «Города на дорогах» так возросло, что возникла надобность в кафедральном соборе. Первый камень в постройку заложил епископ Вернер Габсбургский в 1015 году. Естественно, по планировке это был типичный романский собор. Пожар 1176 года уничтожил деревянную крышу и верхние этажи. Поэтому решено было возвести собор из камня. Его привозили из ближайших гор - Вогезов. Песчаник этот имеет удивительное свойство отсвечивать розовым на закате или восходе солнца.

Страсбургский собор (Франция) и епископское тщеславие

В тринадцатом столетии в моде была готика. Города Западной Европы соревновались между собой, кто построит самый высокий, большой и красивый Дом Божий. Епископу Страсбурга не давали покоя лавры его базельского, ульмского и кёльнского коллег. Поэтому он не пожалел денег, чтобы выписать самых модных (и высокооплачиваемых) зодчих для постройки своего собора. Конечно, он не дождался конца работ и не увидел величественное творение. После смерти епископа строительство оплачивал муниципалитет - консулы и простые горожане. Так и получилось, что восточный и южный порталы, а также хор выполнены в романском стиле, а западная часть с северной башней - в готическом. Кстати, планом предусматривалось строительство его одного, южного, шпиля. Но на него у города просто не хватило времени. Ассиметричность конструкции также делает ее уникальной. А 142-метровая северная башня была завершена лишь в 1439 году.

Западный фасад

Не спешим заходить внутрь. Неизменным ритуалом всех туристов является неспешный и вдумчивый обход величественного здания. Страсбургский собор во Франции знаменит своим западным фасадом. Это настоящий шедевр высокой готики. Одним из зодчих был Эрвин фон Штайнбах. Он в 1284 году и разработал западный фасад, с тысячей скульптур и изящным окном-розеттой. Когда денег на строительство не хватало, архитектор продал своего коня и пожертвовал необходимую сумму. В четырнадцатом веке главным зодчим стал Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме. А знаменитая Северная башня была завершена Иоганном Хультцем - мастером из Кёльна. Тысячи каменных скульптур и орнаментов, украшающие западный фасад Страсбургского собора, вошли во все учебники о средневековой готике. Чудесные витражи лучше смотреть изнутри. Их во время последней Мировой войны увезли нацисты, но позже правительство Германии вернуло их вместе с украденными гобеленами и картинами.

Фасад южного траверса

Страсбургский собор стоит обойти целиком. Привлекает внимание не только высоченный шпиль и богато изукрашенный скульптурами западный фасад. Южный траверс со входом также очень интересен. Его украшает не менее знаменитая скульптурная группа «Церковь и Синагога». Во времена крестового похода против альбигойцев этот сюжет переосмысливался как борьба Римского Папства с диссидентскими христианскими верованиями. Горгульи, служащие дождевыми водостоками, словно говорят: «Вне католической Церкви нет Спасения». В готическом фасаде на тройном портале главного входа мы видим сцену поклонения волхвов. Здесь есть скульптуры пророков Ветхого Завета и мучеников Нового. Аллегорические фигуры изображают Грехи и Добродетели.

Достопримечательности интерьера

А теперь пройдем внутрь собора, тем более что вход в него свободный. Страсбургский кафедральный собор продолжает исполнять свои функции действующего храма, поэтому во время служб вход в него туристам ограничен. Внутри церковь украшена не менее роскошно, чем снаружи. Хорошо придти сюда в солнечный день - тогда витражи выглядят особенно эффектно. Что нужно не пропустить в Страсбургском соборе? Это купель для крещения, созданная в середине пятнадцатого столетия скульптором Дотцингером. Обращают на себе внимание гобелены, картины на религиозные сюжеты, старинный орган. Очень красив амвон, декорированный многочисленными статуями, принадлежащими резцу Ганса Хаммера. Еще нужно заглянуть в предел и увидеть картину Николя Редера (в северном трансепте).

Башня

Обязательно нужно подняться на шпиль, который венчает Страсбургский собор. Страсбург с обзорной площадки - как на ладони. К тому же можно рассмотреть некоторые скульптуры и горгулий вблизи. Если будет тяжело подниматься узкой винтовой лестницей, вспомните: эти ступени преодолевали Стендаль и Гёте. А последний делал это ежедневно, пока учился в Страсбургском университете. Так он и излечился от фобии высоты. Этот шпиль вплоть до восемнадцатого века (пока не достроили Кёльнский собор) оставался самой высокой конструкцией. Примечательно, что во время Французской революции колокольню хотели разрушить. Дескать, она нивелировала принцип равенства. Но местные жители украсили ее (символом свободы), и идеологический накал революционеров был снят. Вход на башню платный: 4,5 евро для взрослого и 2,5 - для детей и студентов.

Астрономические часы

Если вы купите билет на Северную башню, то сможете побывать и на хорах, идущих по верхнему ярусу всего собора. Это даст вам уникальную возможность рассмотреть поближе витражи и прекрасные готические розетты. Но в храме есть еще одна платная аттракция для туристов. Это Страсбургского собора. Третий по счету хронометр был усовершенствован и установлен в 1832 году. До него часы с астрономическими функциями верно служили городу с 1574 года. Первый хронометр упоминается с 1353 г. Что же интересного в часах Страсбургского собора? Сложный механизм показывает орбиты Земли и Луны, а также всех известных на то время планет. Кроме того, в Новогоднюю ночь часы делают полный оборот и показывают даты, на которые припадают «плавающие» католические праздники (Пасха, Вознесение, Пятидесятница). Шестеренка механизма, которая вращается наиболее медленно, отвечает за определение Полный оборот она сделает (если, конечно, хронометр доживет) за двадцать пять тысяч восемьсот лет.

События

Страсбургский собор всегда играл ключевую роль в жизни города. Здесь не только проходят литургии. По воскресеньям, в утренние часы, в соборе можно послушать Грегорианскую капеллу. Очень часто здесь устраиваются органные концерты, в которых задействован старинный, богато украшенный инструмент. Особенно хорошо приезжать в Страсбург летом. Во-первых, погода способствует прогулкам и плаванию по каналам на корабликах. В холодный сезон они также курсируют, но верх их застеклен. В качестве бонуса летним туристам предоставляется возможность увидеть красивое зрелище. Каждый вечер на площади перед собором устраиваются различные концерты. Множество прожекторов подсвечивают стены величественного здания в такт музыке, отчего кажется, что статуи на фасадах оживают.

Город и его достопримечательности

Страсбургский собор является своего рода доминантой. Но на нем туристические достопримечательности города не исчерпываются. Конечно, начать знакомство со Страсбургом необходимо с его собора. Особенно рекомендуют отзывы туристов не полениться и подняться на башню. Это даст вам наглядное представление о расположении города, а значит, можно будет составить маршрут дальнейших экскурсий. Необходимо посетить дворец епископа, квартал «Маленькая Франция», Музей Эльзаса. Не забываем, что в Страсбурге расположен и Это новейшее здание находится не в центре города, и до него лучше всего добираться на трамвае. Отзывы туристов настоятельно рекомендуют, невзирая на сезон, прокатиться экскурсионным катером по каналам речки Иль с их многочисленными шлюзами.