На самом деле каменная зоя. Стояние Зои Карнауховой

Вот уже более 60 лет народ хранит память о необычайном происшествии, имевшим место в Куйбышеве (ныне Самаре). Оно именуется «Зоино стояние», слух о нем передается из уст в уста, иногда что-то добавляется или убавляется. Некоторые подробности этого чуда были придуманы, как выяснилось, но то, что окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца действительно была , сомнений нет. Иначе почему о нем столько говорят даже спустя много лет?!

Википедияназывает это событиенародным преданием, городской легендой. Ничего конкретного в подтверждении существования девушки, которая когда-то застыла с иконой, статья не приводит. Но зато имеются сведения о книге, написанной священником Николаем Агафоновым «Стояние». Как утверждает автор, он долго собирал сведения и документы об истории, рассказывающей об окаменевшей девушке с иконой.

В начале этого века кинематограф вернулся к этой легенде. По ее мотивам было снято несколько фильмов.

Один из них – двадцатиминутный документальный фильм режиссера Дмитрия Одерусова. Он снял фильм глазами верующего православного человека. Благословение на съемки фильма дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В нем были использованы свидетельства очевидцев и даже священника, мама которого работала в скорой помощи и приезжала к Зое по вызову.

Еще один фильмхудожественный, режиссера А.Прошкина, называется он «Чудо». В нем играют знаменитые актеры:

  • Сергей Маковецкий;
  • Константин Хабенский;
  • Полина Кутепова.

И третий телевизионный фильм «Зоя», снятый по пьесе А.Игнашева, в нем главную роль играла актриса из Самары.

Как это происходило

История про окаменевшую девушкус иконойпроизошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 1955 года на 1 января 1956 года. В доме 84 по улице Чкалова проживала семья Болонкиных, мать и юный сын. В этот праздник сын устроил вечеринку. Были приглашены друзья, среди которых находилась Зоя Карнаухова.

После застолья, где, конечно, был и алкоголь, молодые люди устроили танцы. Все быстро разошлись по парам, а Зоя сидела одна и скучала, потому что ее парень по имени Николай не пришел на вечеринку.

Вероятно, подвыпившая девушка решила развеяться и, достав образ святителя Николая, сказала: «Раз моего Николая нет, то я буду танцевать с иконой Николая Чудотворца!».

Тут даже многие выпившие друзья протрезвели и стали урезонивать ее, говоря, что это – страшный грех. На их предупреждения она смело возразила: «Если Бог существует, пусть он остановит меня!». Зоя стала танцевать с иконой, но не прошло и минуты, как раздался страшный гром, и блеснула молния.

Все испугались и когда зажгли свет, то увидели застывшую девушку с иконой Николая Чудотворца. Друзья сначала подумали, что она просто замерла от страха, стали ее трясти, шевелить, но вдруг поняли, что Зоя стала холодная и неподвижная, как камень. С криками ужаса выбежали парни и девушки из избы и разбежались кто куда.

Видимо, жильцы пытались расшевелить Зою, растолкать, но ничего не получалось. Тогда они вызвали скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, хотела сделать укол девушке, которая танцевала с иконой и замерла, но все попытки были безрезультатны.

Иглы гнулись, соприкоснувшись с ее телом, как будто их втыкали в камень. Фамилия женщины-врача Калашникова, ее сын, ставший священником, поведал потом всем эту историю.

Он рассказал, что мама приехала на рассвете сильно возбужденная. Она прокричала: «Вы тут спите, а там такое творится!». И рассказала историю о девушке с иконой, которая с ней произошла.Хотя врач и дала расписку о неразглашении, но удержаться не смогла.

Также бесполезно пытались сдвинуть Зою с места, чтобы уложить ее на кровать. Она словно приросла к полу! Пытались даже вырубить топором доски вместе с ней, пока из пола не хлынула кровь. Святой образ из рук окаменевшей девушкитоже никто не мог вырвать. Ее мама, говорят, была верующим человеком и отговаривала дочь от вечеринки в рождественский пост, но Зоя не послушалась.

Важно! Пост, как известно, время покаяния, молитвы и воздержания во всех смыслах. Это касается не только еды, но и развлечений. Поэтому церковь всегда предупреждает людей о том, что новогодний праздник, приходящийся под конец рождественского поста, не следует проводить в пьяных застольях, танцах и т.д.

Когда сказали матери о том, что ее дочьокаменела с иконой, она прибежала и, увидев Зою, упала в обморок. Ее увезли в больницу, а после того как ее выписали, мать постоянно стала молиться за дочь.

Молва быстро разнеслась по городу, и к утру уже множество людей спешили попасть в этот дом, где стояла застывшая девушка с иконой. Тогда жителям пришлось вызвать милицию, которая сдерживала огромную толпу на улице. В дом никого не впускали, хотя желающих было сотни, иногда даже тысячи в течение дня.

Важно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Говорят, что милиционер, который охранял ее, слышал ночью, как она страшно кричала: «Мама, молись! Мы все погибаем в грехах!».

Одна жительница Самары рассказывает, что подходила к этому милиционеру и спрашивала: «Что там случилось?». Он ответил, что ему не велено разглашать. Но когда 26-летний парень снял милицейскую фуражку, женщина увидела, что его волосы стали седыми. Такое редко случается просто так с молодыми людьми – только от сильного стресса.

Услышав про чудо девушки с иконой, в этот дом приезжал архиерей. Его впустили, но он не смог вынуть икону из рук, так и уехал.

Полезное видео: документальный фильм об окаменевшей Зое

Реакция властей

Представители Советской власти весьма остро отреагировали на это чудо, почувствовав, видимо, некую угрозу для себя. Ведь множество людей после этого поспешили в единственную открытую церковь, принимали таинства крещения, исповедовались, причащались. Случилось даже так, что все крестики в храме были раскуплены. Конечно, это не могло понравиться существующим властям.

Вскоре появилась статья в газете «Московский комсомолец», разоблачающая «обман и пустые слухи». Редакция газеты, однако, не опровергала наличие в доме девушки, которая окаменела с иконой, но называла это событие «позором для коммунистов». В чем состоял позор, подробно не раскрывалось.

Однажды из райкома позвонили настоятелю местного храма с приказом объявить на проповеди с амвона, что никакого чуда в доме по улице Чкалова не было и нет.

Тогда мудрый батюшка ответил: «А вы меня впустите в дом, я посмотрю, что там ничего нет, тогда и скажу народу. Я людям врать не имею права». На это власти ответили, что подумают и вынесут свое решение. Через какое-то время священнику перезвонили и сказали, что в дом его не впустят и ничего объявлять с амвона не надо.

По некоторым сведениям, всех, кто был на той роковой вечеринке, лишили свободы на несколько лет.

Существует версия, что некий иерей Димитрий приходил в дом, служил молебен и смог вынуть икону из рук окаменевшей девушки.

Потом он принял монашество с именем Серафим, и его тоже посадили на некоторый срок. Освободившись, он служил в отдаленном приходе. Икону Николая Чудотворца, с которой стояла окаменевшая девушка, он поместил в алтарь в своем храме.

Полезное видео: фильм «Стояние зои»

Таинственный старичок

Пока власти вели горячую борьбу с людскими суевериями про окаменевшую девушку, Зоя продолжала стоять. И длилось это не неделю, не месяц, а почти полгода.

Некоторые врачи и даже некий профессор обследовали тело, установив биение сердца. Но ничего конкретного они сказать не смогли. Вначале была версия, что это обыкновенный столбняк. Однако при таком заболевании обычно лежат, а не стоят в течение такого долгого времени. Больных столбняком можно переносить с места на место, а в этом случае тело Зои невозможно было оторвать от пола.

Кроме того, никакой человеческий организм не выдержит отсутствие пищи и воды в течение нескольких месяцев. Так, не разобравшись толком в этом феномене, доктора прикрыли расследование о девушке с иконой.

И вот однажды к дому, где Зоя застыла с иконой, подошел один благообразный старичок. Он очень просил впустить его внутрь, но милиция отказала ему. По слухам он приходил на следующий день, но опять последовал отказ.

На третий день дедушка смог каким-то образом пробраться в дом. Опомнившись, служители порядка ринулись за ним, но в помещении никого не нашли, кроме Зои. Они стали искать его везде, но тот словно сквозь землю провалился. И тут, по преданию, когда милиционеры взглянули на девушку, она глазами показала в красный угол, где стояли образа. И они поняли, что старичок ушел именно туда.

Так и появились слухи о том, что каменную Зою с иконой навестил сам Николай Чудотворец. Предполагается, что он это сделал с целью прощения девушки. По некоторым сведениям, слышно было, как старичок при входе сказал: «Устала стоять, милая?»

Важно! Святитель Николай, служивший в 4 веке нашей эры архиепископом в городе Миры в Ликии, являл много чудес в течение своей жизни и после ухода в мир иной.

Его отличают такие душевные качества, как:

  • доброта;
  • снисхождение к бедным людям;
  • простота;
  • отзывчивость.

С тех пор тело Зои стало обмякать, и вскоре девушка, которая застыла на 128 дней, очнулась и слегла. Знаменательно, что прощение и освобождение Зои произошло на Пасху. По некоторым слухам она, покаявшись в своем страшном грехе и причастившись, преставилась на 3-й день после светлого праздника.

По другим слухам Зою положили в больницу (возможно, в психиатрическую), а после она затворилась в монастыре до конца своих дней.

Так или иначе, люди верят в то, что было явление святого в этом доме. И шесть лет назад напротив него был воздвигнут памятник Святителю Николаю в знак этого чудесного события. В доме том жили потом обычные люди, а в 2014 году он подвергся пожару. Некоторые говорят, что это был поджог.

Полезное видео: показания свидетелей засекреченного чуда

Вывод

До сих пор люди хранят память об этом происшествии, которое явилось в те тяжелые времена серьезным подкреплением веры православных. Может быть, оно было неслучайно: Зоя, танцевавшаяс иконой св. Николая, превратилась в каменный столб подобно жене Лотовой, которая тоже была наказана за неверие. Скорее всего, это чудо было дано для прозрения и пробуждения советских людей.

Вконтакте

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».


Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.


Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда» , «Московский комсомолец» и «Русский репортёр» . Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.


Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.


Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.


Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

Эта история произошла тогда, когда в нее в принципе никто не мог поверить, так как вера в Бога и в чудеса всячески отрицалась и порицалась общественностью в целом и отдельно взятыми людьми в частности. И тем не менее она произошла. Это история об... окаменении человека. И не просто об окаменении, а исключительно в религиозном ключе.

Стояние Зои Карнауховой

Это, якобы, случилось в Самаре, 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова. В доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Среди приглашённых была девушка Николая, Зоя Карнаухова. Незадолго до события он начал с ней встречаться.

Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол.

Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло, Зоя простояла 128 дней.

По другой версии, согласно народному преданию, заканчиваются Зоины мучения после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?»

Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места.

Есть и третья версия окончания зоиного "стояния": ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

Свидетельство отца Романа

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области, отец Роман Державин утверждает:

"«Стояние Зои» - факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста".

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Правда или вымысел?

Данные, приведённые в газетах "Московский комсомолец" и "Комсомольская правда", свидетельствуют о том, что, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952-1959 гг. Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

"Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха".

Дом № 84, тем не менее, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Серафима Тяпочкина в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды.

Так же есть мнение, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай», опубликованый в городской газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года «по решению 13?й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе».

Тем не менее, это событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза, а третьи - вообще городской легендой, до сих пор будоражит умы людей.

Судьба Зои после окаменения

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

"Стояние Зои" в кино

По мотивам данной истории в 2001 году Творческая группа «35 мм» сняла документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёры: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский. Продолжительность 20 мин.

Режиссер Дмитрий Одерусов разъяснил выбор темы для своей картины так: «Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю „cтояния Зои" глазами верующего, воцерковлённого человека».

Кроме того, в 2009 году был снят художественный фильм режиссёра Александра Прошкина «Чудо».

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на легенде о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

Режиссёр Александр Прошкин искренне считает историю о Зое былью. Протоиерей Всеволод Чаплин так же подтверждает, что об этом «таинственном явлении» имеется «множество свидетельств».

Икона-комикс в память о Зое

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, случилось то, что потрясло весь православный мир, - знаменитое "Зоино стояние". Напомним вкратце об этом чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве).

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону святителя Николая и сказала: "Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой". На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой cвятителя - окаменевшая, холодная, как мрамор.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.

Зоя прирастает к полу и каменеет.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть "Зоино стояние". Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Дежурившие на посту у того дома по ночам слышали, как Зоя кричала: "Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!" Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей (не могли даже сделать укол: иглы ломались). Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день".

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - отвечала Зоя.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.
Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить - для просящих даже не хватало крестов.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

"Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он". Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Отец Серафим (Тяпочкин)

Недавно этим случаем вновь заинтересовалась массовая печать. Приводим выдержки из публикации в "Комсомольской правде":"Многим верующим в Самаре известна пенсионерка Анна Ивановна Федотова. "В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: "Скажите, правда, что Зоя стоит?" Он ответил: "Ты спрашиваешь, в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама..." Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: "Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!"

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:
"Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"".

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Валентина Николаевна М. (г. Белгород) вспоминает: "Я приехала к отцу Серафиму. Остановилась переночевать в доме Марии Романовны, где собралось много приезжих. Спать было тесно, в комнате душно. Два молодых человека поднялись и вышли во двор на свежий воздух, вслед за ними - и я. Разговорились. Оказалось, что они из Куйбышева и учатся в духовной семинарии. Я стала расспрашивать их о "Зоином стоянии". Когда это произошло, они были ребятишками. Именно это чудо и привело их к вере в Бога. Теперь они приезжают к отцу Серафиму, став его духовными чадами. Они утверждали, что именно отец Серафим взял икону из рук Зои.

После службы староста храма матушка Екатерина Лучина (в постриге монахиня Серафима) спрашивает: "А ты приложилась к чудотворной иконе святителя Николая?" Я ей отвечаю: "Да". Она не отстает: "К какой?" Я указываю на большую икону святителя Николая - у стены. Она говорит: "Нужно приложиться к той, что на аналое. Ее наш батюшка взял у Зои. Только никому не рассказывай, а то нам запретили об этом говорить. Батюшку могут вновь арестовать"".
Духовные чада старца свидетельствовали, что из Куйбышева приезжала верующая женщина и, увидев отца Серафима, узнала в нем того священника, который взял из рук Зои икону святителя Николая. И, видимо, не случайно по благословению отца Серафима в ракитненском храме у иконы святителя Николая Чудотворца и у Распятия Спасителя (на Голгофе) вот уже тридцать пять лет горят неугасимые лампады.

Елизавета Константиновна Фофанова, духовная дочь старца, однажды спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону у Зои?" Он ей ответил: "Зачем вам это знать? Не спрашивайте меня больше об этом".

К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее

Близкая духовная дочь спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы были в Куйбышеве и взяли икону из рук Зои, сотворив чудо?" Старец ответил: "Деточка моя, чудеса творит Бог, а мы, недостойные, по молитвам нашим получаем".

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: "На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: "Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?" Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники - на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо "Зоиного стояния" и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича).

"Когда произошло "Зоино стояние", я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: "Я был там, молился, но икону у Зои не взял, - не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)".

Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: "Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая - та, которая была у Зои?" "Да", - ответил он. О Зое мы больше не говорили".

О куйбышевских событиях рассказывает протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления: "При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: "Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта". Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.

Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.

Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по "тонкой жердочке". Священники были "на регистрации" - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий - от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!

Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко "разоблачали", уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: "Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!""

Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий как бы подытоживает различные суждения о случившемся: "Свидетелями этого чуда были многие люди. Я узнал об этом в 1957 году во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары.

Чудо с Зоей стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Если бы неверующая Зоя не прикасалась к святой иконе, ничего ведь не произошло бы.

Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки. Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз.

Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит".

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".
Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года".
Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По материалам книги
"Белгородский старец
архимандрит Серафим (Тяпочкин)",
(Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1998)

Впервые рассказ о "стоянии Зои" был напечатан в книге Владимира Губанова "Православные чудеса в XX веке", Москва, "Трим", 1993 год

Статья повещена Татьяне Пономаревой