Император юстиниан со свитой. Юстиниан и феодора

С точки зрения первого впечатления Равенна другим городам Италии, к сожалению, проигрывает по умолчанию. Если по приезду в Рим, Венецию или Верону среднестатистический турист неизменно переживает ощущение всепоглощающего восторга от архитектурных красот города, то внешний облик Равенны произвести WOW-эффект просто не способен.

Маленькие улицы с серыми домиками, несколько башен, да симпатичная площадь Piazza del Popolo.

И то приятное впечатление Piazza del Popolo производит лишь благодаря узнаваемым венецианским аркам Palazzo Veneziano, плюс в центре площади высятся колонны с не менее узнаваемым крылатым венецианским львом и скульптурами Пап — Венеция владела Равенной с 1441-го по 1509 год, вот и разнообразила архитектурный облик города привычными «элементами декора».

Впрочем, резные венецианские арки на городской площади — это скорее символ заката Равенны, города, который согласно Дионисию Галикарнасскому был основан за семь поколений до Троянской войны. В шестом веке до нашей эры здесь жили этруски, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях города бронзовые статуэтки с характерными надписями, а при императоре Августе в Равенне стоял морской флот, насчитывающий 250 кораблей — число и по современным меркам внушительное.

На фото: древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

Но если от этрусков и римлян в Равенне мало что сохранилось, то остготское и византийское наследие города огромно. Истинные богатства Равенны сокрыты в местных церквях и баптистериях — это раннехритианские византийские и арианские мозаики и саркофаги, причем, если визайнтийские мозаики можно увидеть, к примеру, в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло () или в Святой Софии в Стамбуле, то образцов арианского искусства в мире наперечет.

Дело в том, что на Никейском соборе 325-го года христианское учение александрийского священника Ария, согласно которому Христос был сотворен Богом и, соответственно, не был равен Всевышнему, было признано ересью, и, хотя таким жестоким гонениям , последователи арианства не подвергались, это направление христианства бесследно исчезло уже в Раннем Средневековье.

В Равенне католики и арианцы сосуществовали вполне мирно до 525 года, ведь остготы, а точнее их король Теодорих, занявший город в 493 году, поддерживал учение арианцев и после Никейского собора. Несмотря на то, что в мае 540 года Равенна перешла в руки византийцев, здесь сохранился Баптистерий Арианцев, построенный королем готов Теодорихом, да и в знаменитая базилика Sant’Apollinare Nuovo изначально была арианской церковью.

На осмотр одних только арианских и византийских мозаик у гостей Равенны уходит не менее двух дней и, даже если искусством Раннего Христианства вы никогда не интересовались, поизвучать мозаики и саркофаги этого итальянского города все же стоит, ведь где еще увидишь Христа в образе пухленького подростка или грозного война? Только в Равенне и больше нигде!

БАПТИСТЕРИЙ АРИАНЦЕВ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА В РАВЕННЕ

Хотя рассказ о мозаиках Равенны все всегда начинают со знаменитого Сан-Витале, на мой взгляд, самая любопытная мозаика города украшает купол маленькой и скромной Церкви Святого Духа.

На фото: мозаика в Церкви Святого духа

Дело в том, что до второй половины шестого века церковь была баптистерием арианцев, построил ее король остготов Теодорих, стремившийся создать в Равенне независимый от католиков церковный институт.

На фото: Христос-подросток, принимающий крещение, Баптистерий арианцев

Под куполом баптистерия изображена сцена крещения Христа, и эта мозаика абсолютно уникальна в своем роде. Согласно католической, православной традиции и Евангелию от Луки Иисус принял Крещение в водах Иордана возрасте 30 лет, арианцы же полагали, что Христос был крещен подростком.

Собственно, мозаика и иллюстрирует крещение Иисуса-подростка. У многих может возникнуть вопрос: а что это за рогатая фигура по правую руку Христа? Объясняем, это дух реки Иордан. Хотя арианцы и относили себя к христианам, они вполне могли изображать в церквях и баптистериях духи рек.

САН-ВИТАЛЕ (S VITALE) — ГЛАВНАЯ БАЗИЛИКА РАВЕННЫ

Сегодня внешний облик Сан-Витале — главного храма Равенны — вряд ли вызовет у вас приступ бесконтрольного эстетического восторга, а ведь Андреа Ангелло, посетивший Равенну в девятом веке нашей эры, писал, что собора, равного по красоте и величественности этому сооружению, нельзя найти на территории Европы.

На фото: базилика Сан-Витале в Равенне

Конечно, с девятого века много воды утекло, и, безусловно, Сан-Витале не идет ни в какое сравнение с красавицей или тем более с Собором Святого Петра в Риме. Однако, когда задумываешься о том, что строительство храма было начато в 525 году нашей эры, а освятили базилику, посвященному Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне — в 548 году, тебя охватывает чувство почти мистического трепета.

Главное сокровище Сан-Витале — византийские мозаики, которыми украшены своды собора. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад, когда строительство собора было завершено.

На фото: мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На центральной мозаике в конхе базилики изображен Спаситель в окружении ангелов, Святого Виталия и епископа Экклезиея — одного из основателей базилики. Сюрприз, на мозаике, которую принято датировать 500 годом нашей эры, Иисус изображен безбородым юношей, что разнится с привычным нам образом Христа.

Мозаика изображающая Христа, Святого Виталия, ангелов и епископа Экклезиея в Сан-Витале

Еще одна интересная деталь — восседает Христос на голубом шаре, что вполне может символизировать земной шар. Казалось бы, мы все знаем, что в дремучей древности люди были уверены, что земля плоская, но на самом деле это не так.

Мозаика, изображающая Христа, Сан-Витале

Подобное заблуждение бытовало в умах простых обывателей, а древнегреческие и древнеримские мореходы уже в пятом веке до нашей эры знали, что земля имеет форму шара, да и греческий ученый Эратосфен еще в 250 году до нашей эры смог довольно точно измерить радиус земли, так что предположение о том, что синий шар может символизировать землю вполне имеет место быть.

Мозаики на боковых стенах аспиды Сан-Витале изображают императора Юстиниана и его супругу Феодору.

На фото: император Юстиниан со свитой, мозаика в Сан-Витале

Тут следует оговориться, что строительство Сан-Витале было начато во время правления в Равенне Амаласунты — дочери остготского короля Теодориха, то есть изначально базилика должна была стать арианской церковью. Однако в 540 году Равенна перешла к византийцам, которые, к их чести, разрушать храм не стали, наоборот, достроили его и украсили мозаиками, конечно, в том числе изображающими византийского императора и его супругу.

На фото: императрица Феодора со свитой, мозаика в Сан-Витале

«Мозаики в то время были аналогом фотографии, — объяснял мне Джакомо, гид Равенны. — Авторы мозаик придавали большое значение деталям, они пытались воссоздать до мельчайших подробностей нюансы костюма, индивидуальные особенности лиц. К примеру, по мозаичному портрету Юстиниана видно, что император не очень любил бриться, у него на лице легкая трехдневная щетина. Портрет же его супруги Феодоры дает нам точное представление о том, какие украшения носили женщины в то время».

На фото: на голове императрицы Феодоры — диадема, на шее — тяжелое ожерелье, в руках императрица держит потир — сосуд для христианского богослужения.

Еще любопытный момент. При оформлении базилики Сан-Витале трудились художники сразу двух школ: римско-эллинистической и византийской. Для первой характерна детальная проработка не только переднего плана мозаики, но и фона, вторые же часто фоном пренебрегали и изображали на мозаиках персонажей исключительно в анфас.

На фото: мозаика, изображающая императора Юстиниана, византийская школа мозаики

Таким образом, Христос и портреты императора Юстиниана и его супруги выполнены мастерами византийской школы, ведь фигуры на мозаиках расположены в анфас и на простом золотом фоне. А вот мозаики пресвитерия храма (пространство между нефом и алтарем), иллюстрирующие библейские сцены, созданы художниками римско-эллинистической школы.

На фото: мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

Как видно на фото выше, на них святые изображены не только в анфас, но и в профиль, а на заднем фоне можно увидеть изображения гор, облаков, лесов и другие элементы пейзажа.

МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Хотя маленький мавзолей, к слову, одно из старейший сооружений Равенны, его постройку датируют второй четвертью пятого века нашей эры, носит имя Галлы Плацидии, на самом деле он не является местом захоронения дочери римского императора Феодосия Великого.

Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года и обрела вечный покой в вечном городе. Убедительных доказательств того, что именно она решила в свое время возвести в Равенне мавзолей, тоже нет никаких. Тем не менее, историки предполагают, что это место в древности было часовней, а значит, ничто не мешало дочери Феодосия Великого здесь молиться.

На фото: мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

Если внешне мавзолей смотрится более чем скромно, то его внутреннее убранство роскошно. Купол часовни украшен мозаикой работы мастеров римско-эллинистической школы, изображающей звездное небо с золотым крестом в центре композиции.

На фото: мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фоне темного неба цвета индиго распускается хоровод золотых звезд, а по углам мозаики золотом выложены символы апостолов-евангелистов: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей). На южном и северном люнетах мавзолея — две мозаичные картины в обрамлении узоров, символизирующих райский сад.

На фото: мозаика с орнаментом, символизирующим райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На северном лютене изображен Добрый Пастер, то есть Христос, на южном — Сан-Лоренцо перед казнью, считается, что Святой Лаврентий был заживо сожжен римлянами на металлической решетке.

Добрый пастырь — мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, овцы символизируют паству, поза Христа как бы говорит: «Я смотрю за вами, я забочусь о вас».

Кстати, из-за того, что на мозаике на южном лютене изображен Сан-Лоренцо, многие историки предполагают, что в древности мавзолей был часовней, посвященной именно Святому Лаврентию.

Мозаика, изображающая Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) перед казнью. Обратите внимание, на мозаике Святой, идущий на смерть, не выглядит печальным, таким образом художник подчеркивал не только бесстрашие Сан-Лоренцо, но и правильность выбранного им пути.

В центре мавзолея установлен саркофаг, но кто именно был в нем похоронен, похоже, так навсегда и останется загадкой. В свое время исследователи вскрыли саркофаг, проделав в тыльной стороне каменного основания небольшое отверстие, но, когда к отверстию поднесли свечу, прах, находившийся в саркофаге, воспламенился и в считанные секунды сгорел дотла, так что выяснить, кто же был похоронен в мавзолее, теперь не представляется возможным.

SANT’APOLLINARE NUOVO

Изначально Sant’Apollinare Nuovo была арианской церковью, ведь построили ее в период с 493-го по 526 год, когда в Равенне владычествовали остготы. Затем в 556 — 565 годах власть перешла в руки византийцев, и император Юстиниан передал церковь католикам.

На фото: Sant’Apollinare Nuovo, Равенна

Вначале ее посвятили Святому Мартину, но в девятом веке сюда по инициативе равенского епископа перенесли мощи Святого Аполлинария, и церковь самопроизвольно переименовалась в Sant’Apollinare Nuovo (приставка Nuovo, то есть «новая» появилась дабы не путать храм с арианской базиликой Sant’Apollinare в Классе, тоже расположенной неподалеку).

Внутреннее помещение церкви разделено двумя рядами колон, над которыми красуются мозаики, созданные в конце пятого-начале шестого веков. На нижних рядах мы видим изображения христианских мучеников и святых женщин.

На фото: мозаики Sant’Apollinare Nuovo

Процессии дев и мучеников, изображенные на нижних рядах мозаики, любопытны тем, что при общей схожести ни одна фигура не повторяет другую, разница заметна не только в деталях одежды, но даже в выражении лиц святых.

Святые девы, мозаика в Sant’Apollinare Nuovo

Мозаики на верхнем ряду — между окнами — иллюстрируют сцены Евангелия. Хотя точно сказать, какие мозаики Sant’Apollinare Nuovo были созданы арианцами, а какие позже католиками — невозможно, однако легко заметить, что иллюстрации сцен жизни Христа на верхнем ряду мозаик очень разнятся по стилю. На некоторых мозаиках Христос выглядит таким, каким его изображают в католической традиции, на других же Спаситель юный и безбородый.

На фото: Христос на арианской мозаике в Sant’Apollinare Nuovo

Самое популярное объяснение этой стилистической разницы следующее. Считается, что большинство мозаик было создано арианцами, но после того, как Sant’Apollinare Nuovo перешла к католикам некоторые изображения Христа были отредактированы с учетом католических канонов.

На фото: переложенная католиками мозаика в Sant’Apollinare Nuovo, образ Христа более соответствует каноническому.

Кстати, по одной из гипотез, католики отретушировали не только часть изображений Христа на арианских мозаиках, но и придали мозаичному портрету короля остготов Теодориху сходство с императором Юстинианом, так что теперь понять, какой именно государственный лидер изображен на мозаике в Sant’Apollinare Nuovo, весьма проблематично.

СОБОРНЫЙ ИЛИ НЕОНОВЫЙ БАПТИСТЕРИЙ

Соборный баптистерий был построен в первой четверти пятого века, то есть тоже во времена арианцев. Но мозаикам неонового баптистерия не очень повезло, их, как и в Sant’Apollinare Nuovo, отретушировали католики, то есть на украшающей купол мозаике Крещение Господне, Иисуса-подростка превратили в Иисуса тридцатилетнего, сделали это очень простым способом — переложили мозаику, изображающую лик Спасителя.

На фото: крещение Христа — мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

В результате сцена Крещения Христа смотрится, как нечто среднее между арианской и католической версиями: Христос выглядит тридцатилетним, но по левую руку от Спасителя мы видим дух реки Иордан, что, конечно, к католичеству не имеет никакого отношения.

Кстати, помимо лица Христа, католики переложили мозаичное изображение и Иоанна Крестителя, а заодно добавили на мозаику голубя — символ Святого духа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Еще одну любопытную мозаику арианцев можно увидеть в Архиепископском музее, что расположен в двух шагах от Неонового баптистерия. Имеется в виду мозаика Христос-войн в капелле архиепископа.

На фото: мозаика Христос-воин, Равенна

На мозаике, созданной во времена арианцев, Христос изображен безбородым молодым человеком, в одной руке он держит крест, правда, крест скорее напоминает меч, в другой — книгу, раскрытую на странице со словами: «Я есть дорога, истина и жизнь», ногами Христос попирает гидру и льва — символы зла в традиции арианцев.

Рассматривая мозаику с изображением воинственного Христа, начинаешь особенно явственно понимать, что многие символы исчезнувших направлений Раннего Христианства — прямые наследники античной традиции, к примеру, гидра и лев — классическое заимствование из мифов о Геракле.

И в финале фотография барельефа саркофага, увиденного мной в Равенне возле Sant’Apollinare Nuovo. Центральная фигура барельефа изображает не Диониса, как можно было бы подумать, а опять же Христа в окружении апостолов Петра и Павла.

Словом, отличный пример того, о чем говорил немецкий историк искусства Аби Варбург, посвятивший жизнь изучению трансформации традиций в классическом искусстве, а Равенна — город-сокровищница, где подобные уникальные примеры миграции образов из одной культурной традиции в другую можно встретить на каждом шагу.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма. При взгляде же из центра храма аркады воспринимаются как ещё одно кольцо опор, находящееся между столбами и внешними стенами и зрительно увеличивающее интерьер. Наконец, пространственный эффект усиливается своеобразной формой столбов, объём которых не воспринимается зрителем.

Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени(флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:

Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон.

- Отто Демус. Мозаики византийских храмов

В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Конха апсиды

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой земной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.

Нижний уровень апсиды

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.

Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Юстиниан I

Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.

Императрица Феодора

Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви - золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна - жена и дочь полководца Велисария), лица остальных придворных дам стереотипны.

И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.

Паломнические поездки к Церкви св. Виталия в г. Равенна

Янина БЕЛОШАПКИНА

Раннехристианское искусство. Равенна

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

В период упадка некогда великого Древнего Рима небольшой итальянский городок Равенна неожиданно оказался в центре событий. Уже в 402 г. он превратился в столицу Западной империи, в 476 г. был завоеван Одоакром, а в 493-м сюда добрались остготы, создавшие свое королевство, столицей которого опять-таки стала Равенна.

Главой нового государства был провозглашен король Теодорих, считавший себя преемником римских императоров и даже присвоивший титул «Август». Он сохранил прежнее управление, старался следовать быту римлян, а воинская знать остготов осела на новых землях и даже частично слилась с римской аристократией. Стремясь превратить свою столицу в лучший город Италии и доказать, что она ни в чем не уступает Риму, Теодорих развернул в Равенне масштабное строительство. Но, увы, остготское королевство просуществовало здесь не более шестидесяти лет, и уже в 540 г. Равенна перешла под власть византийцев.

Этот город издавна обладал богатыми культурными традициями. Удачное географическое расположение способствовало возникновению торговых путей, которые связывали Равенну со всеми восточными государствами. Таким образом, в ее искусстве органично соединились западные и восточные элементы. Можно даже сказать, что в некотором смысле Равенна выполняла функции связующего звена между Римом, Миланом, Антиохией и Константинополем. Каждый новый властитель, попадавший сюда (а их было немало), стремился украсить ее, построить новые роскошные здания. Здесь возводили постройки Галла Плацидия, Валентиниан III , Одоакр, Теодорих, Юстиниан.

Особенно много новых интересных памятников появилось в Равенне во время правления Теодориха. Не сохранился, к сожалению, великолепный дворец, но зато до наших дней дошло довольно много культовых зданий, преимущественно арианских (арианство - течение в христианстве, отрицавшее учение о Троице, широко распространенное среди готов). Во многом эти строения имели черты античного стиля, но чем дальше, тем более явно проявлялись в них отголоски формирующегося стиля византийского.

Статья опубликована при поддержке фабрики зеркал "ZERIST" в Москве. Компания занимается созданием стандартных и эксклюзивных стеклянных конструкций - перегородки, зеркала, душевые, ограждения, лестницы, стеклянные двери , ступени, козырьки, балетные станки, скинали, стеновые панели, витражи, полы и потолки. Возможны розничные и оптовые заказы, экологичное и устойчивое к любому воздействию стекло, гарантия надёжности и качества. Посмотреть работы фабрики, информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы можете на сайте: http://zerist.ru/

Императрица Теодора со своим двором. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

Одним из самобытнейших памятников Равенны этого периода является гробница Теодориха. Строгая и монументальная, она представляет собой двухэтажное центрическое сооружение из отесанных блоков истрийского известняка (что являлось признаком роскоши, ведь все прочие здания возводились из обожженного кирпича). По некоторым сведениям, мавзолей был построен еще при жизни остготского короля. Нижний этаж, десятиугольный в плане, состоит из десяти ниш с арочным завершением, а верхний, круглый, - несколько меньшего размера, так что над первым ярусом образуется обход. На нижнем этаже расположилась перекрытая сводами усыпальница. Однако праха Теодориха там нет - он был развеян.

В целом по типологии это вполне традиционный античный мавзолей, хотя во внутреннем убранстве уже можно отметить новые черты - например, никакое древнегреческое или древнеримское центрическое сооружение не могло иметь плоский потолок, это противоречило бы всем канонам античной архитектуры, тогда как в данном случае мы видим, что гробница Теодориха перекрыта не куполом, а каменным монолитом (причем до сих пор не совсем ясно, как строителям удалось установить этот монолит на крышу). Внутри монолита хорошо видна трещина, с которой связано местное предание. По легенде, Теодориху предсказали смерть от удара молнии. Однажды во время бури он решил укрыться от разбушевавшейся стихии в своем мавзолее, но молния прожгла каменный потолок и поразила еретика.

Культовое строительство в Равенне представлено строениями двух типов - это базиликальные и центрические сооружения. К числу первых относятся базилики Сант-Аполлинаре Нуово (святого Аполлинария Нового) и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (святого Аполлинария в гавани). Сант-Аполлинаре Нуово несмотря на название принадлежит к числу старейших построек Равенны, она создавалась как придворный храм рядом с дворцом Теодориха. Вторая упомянутая церковь была построена несколько позже, уже при императоре Юстиниане I . Эта традиционная трехнефная базилика без трансепта, сложенная из обожженного кирпича, была возведена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария, который начинал здесь, в Классе, свою службу. Впрочем, впоследствии его прах перенесли в Сант-Аполлинаре Нуово. Среди центрических построек Равенны стоит выделить арианский баптистерий - небольшое восьмигранное купольное сооружение с приземистыми пропорциями, с низкими апсидами, и церковь Сан-Витале - также восьмиграннуюв плане.

Но все же особую славу стяжали Равенне здешние мозаики, соединившие в себе традиции разных народов и культур. Ничего подобного мы не найдем ни в каком другом городе мира, тем более что практически ни один из современных ему памятников Константинополя, Сирии и Палестины не сохранился. И даже с учетом того, что равеннские мозаики тоже сильно пострадали от времени и порой от неудачных реставраций, но сохранившиеся ансамбли вполне позволяют создать представление об их былом великолепии. Еще в VI в. римский писатель Венанций Фортунат так отозвался о фигурах, увиденных им на одной из мозаик: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей, и вся поверхность (мозаики. – Я.Б. ) пребывает в волнении, подобно водам морским».

Причем если в IV в. Равенна еще имела тесные связи с Римом и Миланом, славившимися своими прекрасными мозаичистами и некоторые мастера вполне могли приезжать сюда, то уже к началу VI столетия в Равенне начала складываться местная художественная школа. Хотя впоследствии многие мотивы из искусства Константинополя и Антиохии находили отражение в работах равеннских мозаичистов, но индивидуальная составляющая все же продолжала оставаться довольно сильной.

Мозаики и фрески в ранних памятниках порой не были самодостаточными, поэтому так часто мы можем встретить воспроизведение в живописной форме системы архитектурных членений (во многом пережитки этого периода сохранились и в более поздних памятниках - в Арианском баптистерии например) или представляли собой сплошные ковровые узоры. Первые христианские храмы оформлялись еще вне единой системы декорации, единой иконографический схемы, без определенного набора сцен и сюжетов, поэтому и набор мотивов, встречающихся в раннехристианских памятниках Равенны, отличается оригинальностью и разнообразием. В мозаичных ансамблях этого периода можно встретить как отголоски античного искусства (в декоративном оформлении часто чувствуется влияние мозаичной росписи полов римских дворцов, а некоторые фигуры являются прямым заимствованием из античных фресок), так и катакомбной живописи (символические изображения птиц и животных или получившая широкое распространение сцена «Христос - добрый пастырь»). Но уже в V в. начала складываться более определенная система декорации, наметились изменения и в стилистике: фигуры укрупнились, меньше места стало отводиться пейзажу и архитектурным деталям, глубокий темно-синий или золотой фон способствовал оптическому выделению персонажей.

Видимо, самые древние мозаики находятся в мавзолее Галлы Плацидии (вторая четверть V в.), в них довольно ощутимо проявляется влияние Константинополя - города, с которым Равенна не переставала поддерживать отношения на всех этапах своего существования, куда Галла часто ездила и где провела свои молодые годы. Возможно даже, что для оформления баптистерия был приглашен константинопольский мастер. Зато второй знаменитый мозаичный ансамбль этого времени - баптистерий православных - уже, безусловно, самобытен и демонстрирует независимость и высокое качество работы местных мозаичистов.

Замечательные мозаики сохранились в храмах Сант-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале. Созданные при императоре Юстиниане, они уже в большей степени демонстрируют постепенный переход к торжественности и монументальности, которая будет характерна для византийского искусства.

Необычная индивидуальная культура Равенны на протяжении многих веков вдохновляла художников, поэтов и писателей. Но, пожалуй, лучше всех о ней сказал Александр Блок, в строках которого отражаются суть и дух искусства этого великого города:

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик...

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег...

Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал…

Церковь Сан-Витале в Равенне

Все, что минутно, все, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик,

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик, -

писал об этом удивительном городе Александр Блок.

Равенна кажется осколком византийского мира, волею судеб занесенным на плоские равнины Ломбардии. Между тем этот город возник еще в античные времена. Известно, что уже в конце I тысячелетия до н. э. здесь, между реками По и Савио, в 120 км к югу от современной Венеции, существовал город, находившийся в союзнических отношениях с Римом. При императоре Августе в пяти километрах от города был построен большой военный порт, служившей базой для римского флота на Адриатике. Однако во времена Римской империи Равенна оставалась малоприметным провинциальным городом, имевшим, скорее, оборонное, нежели политическое или культурное значение.

Церковь Сан-Витале в Равенне

Все круто изменилось после разделения империи на Западную и Восточную. В эпоху крушения Рима и великого переселения народов Равенна стала играть важнейшую роль в европейских событиях. В 402 году император Западной Римской империи Гонорий перенес сюда свою столицу. Более чем через полвека, в 476 году, Одоакр – командующий отрядами германских наемников, состоявших на римской службе, – низложил последнего римского императора Ромула Августула и захватил власть в Италии. Своей столицей Одоакр сделал Равенну.

В 493 году в Италию вторглись остготы. Одоакр был убит королем остготов Теодорихом Великим (ок. 454–526), а Равенна стала столицей остготского королевства. В 540 году город захватили византийцы, при которых Равенна являлась главным городом итальянских владений Византии. Еще два века спустя, в 751 году, городом овладели лангобарды.

Между тем речные наносы все более отодвигали береговую линию. Лишившись своей прекрасной гавани, Равенна полностью потеряла военное и торговое значение, и некогда крупный столичный город, центр культуры и науки, постепенно превратился в глухую провинцию. Равенна до сих пор остается маленьким провинциальным итальянским городом, о былом величии которого напоминают только прекрасные памятники раннего Средневековья, в 1996 году включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В числе этих памятников первое место, бесспорно, принадлежит всемирно известной церкви Сан-Витале. Эта уникальная церковь, построенная еще во времена владычества остготов, в 526 году, была освящена во имя популярного в Равенне святого мученика Виталия уже во времена византийского господства, в 547 году, при архиепископе Максимиане. Изображение на стенах храма императора Юстиниана I и его супруги Феодоры служит несомненным доказательством того, что церковь строилась на средства самого императора.

Снаружи церковь кажется относительно небольшой. Но это впечатление исчезает, стоит лишь переступить порог храма. Сложная конструкция здания, состоит из как бы вставленных друг в друга восьмигранников – внешнего двухъярусного и внутреннего трехъярусного, образованного восемью столбами и барабаном купола. Высокий купол, аркады и двухэтажные галереи создают слитное пространство, обладающее необычайным богатством точек зрения. В результате церковь, приземистая и скромная снаружи, внутри предстает величественной и торжественно-пышной.

Круговая цепь арок и столбов, окружающих вошедшего, расступается в сторону алтарной части. Три больших окна делают ее наиболее освещенной частью храма и тем самым подчеркивают необычайное богатство убранства. Ее нижняя часть облицована редкими сортами разноцветного мрамора и алебастра, а на стенах и сводах нежно мерцают великолепные мозаики…

Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.

Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

Широко известны две огромные мозаичные картины, помещенные на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале – величественные, блещущие золотом и пурпуром, даже, может быть, отягощенные восточной пышностью. Их создавали, несомненно, константинопольские мастера. Левая мозаика изображает императора Юстиниана в окружении придворных, равеннского епископа Максимиана и клириков, а правая – императрицу Феодору со свитой. Обе мозаики выполнены около 547 года. В них со всей очевидностью ощущается рождение нового искусства, пришедшего на смену античности и обладающего редкой мощью духовного воздействия на человека.

Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока – они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

Император Юстиниан. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

На композиции, помещенной на противоположной стене апсиды, изображена императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.

Вряд ли родившийся в крестьянской семье, в Богом забытой деревне, Юстиниан мог предполагать, что судьба вознесет его на трон великой империи. Но его дядя служил в императорской гвардии. Отличившись во многих войнах, он сделал головокружительную карьеру, став сперва сенатором, а в 518 году, в результате хитросплетений интриг – императором Византии Юстином I. Своих детей у него не было, и трон унаследовал племянник императора – Юстиниан.

Будущая императрица Феодора была проституткой. Дочь сторожа медведей в константинопольском цирке, она выступала обнаженной в «живых картинах» на потеху плебсу. Но Феодора славилась своей красотой, и на нее обратил внимание наследник престола, любивший посещать народные зрелища. Так Феодора стала его женой.

Нет необходимости говорить, как отнесся тот клубок змей, что принято называть византийским императорским двором, к новой императрице. Но акции Феодоры резко возросли в грозные дни восстания 532 года, известного под названием «Ника» («Побеждай») – такой лозунг избрала себе городская беднота, доведенная до отчаяния вымогательством чиновников. К бунтовщикам примкнули и некоторые сенаторы, которых возмущало все большее принижение роли сената при Юстиниане. Толпа восставших бросилась поджигать правительственные здания. Из тюрем были освобождены политические заключенные. Был сожжен архив, где хранились налоговые списки и долговые документы. Сгорели здание сената, церкви Св. Софии и Св. Ирины. Мятежники намеревались штурмовать дворец императора. Юстиниан уже был готов бежать из столицы.

История приписывает Феодоре необычайную решительность в эту отчаянную минуту. Смело войдя в зал совета, Феодора, обратившись к императору и сенаторам, произнесла свою знаменитую речь: «Императорский пурпурный плащ – лучший саван для гроба!» , предложив Юстиниану умереть императором, чем жить изгнанником. Твердость императрицы возымела свое действие: оправившееся правительство жестоко подавило восстание, во время резни на улицах Константинополя было убито около 35 тыс. человек.

И вот Юстиниан и Феодора – здесь, на всемирно известных мозаиках церкви Сан-Витале. Мастера-мозаичисты запечатлели их уже на склоне лет – застывших, недоступных в своем величии…

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

автора Грегоровиус Фердинанд

КНИГА ВТОРАЯ. ОТ НАЧАЛА ВЛАДЫЧЕСТВА КОРОЛЯ ОДОАКРА ДО УЧРЕЖДЕНИЯ ЭКЗАРХАТА В РАВЕННЕ В 568

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Процесс и казнь сенаторов Боэтия и Симмаха. - Папа Иоанн принимает на себя посольство в Византию и умирает в Равенне. - Теодорих приказывает избрать папой Феликса IV. - Смерть короля в 526 г. - Легенды о ней Вскоре последовало трагическое падение двух знаменитых

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Велизарий в Равенне. - Нечестный поступок его с готами. - Тотила провозглашается королем в 541 г. - Его быстрые успехи. - Поход его на юг. - Он овладевает Неаполем. - Письмо к римлянам. - Он идет на Рим. - Он овладевает Тибуром. - Вторая осада Рима готами летом 545 г. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Сисинний, папа, 707 г. - Константин, папа, 708 г. - Равенна подвергается наказанию. - Папа едет на Восток. - Казни в Риме. - Возмущение в Равенне под предводительством Петра. - Первый союз итальянских городов. - Филиппик Вардан, император, 711 г. - Римляне не признают его. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Трудное положение Иоанна VIII по отношению к Ламберту и к императору. - Папа еще раз утверждает Карла Лысого в сане императора. - Соборы 877 г. в Риме и в Равенне. - Декреты Иоанна о патримониях. - Папское камеральное имущество. - Бесплодные попытки поставить предел

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Паломничество Оттона III в Кампанью. - Смерть Григория V в феврале 999 г. - Св. Ромуальд в Равенне. - Герберт - папа Сильвестр II. - Фантастические идеи Оттона III о восстановлении Римской империи. - Установление византийского церемониала. - Церемониальная книга двора

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий - Новгородская, Вологодская,

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Церковь Задачей всех лиц духовного звания было служение Богу, однако имелось одно весьма важное различие между духовенством, жившим в миру, - священниками, которые служили в светском обществе (но соблюдали безбрачие), и духовенством, которое жило в монастырях. Священники

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Духовный кризис Леонардо Витале История сицилийской мафии состоит не только из политических кампаний, коммерческих предприятий и войн. Десятилетие 1970-х стало сценой, на которой разыгрались две трагедии (о них речь пойдет ниже); в этих трагедиях, как в зеркале, отразилась

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Базилика Сан-Витале (San-Vitale) — жемчужина византийского искусства, чудесным образом сохранившаяся вдали от Константинополя, в итальянском городе Равенна.

Снаружи храм выглядит весьма скромно, даже можно сказать неказист, и кажется совсем небольшим. Но внутри храма интерьер Базилики Сан-Витале поражает яркими красками древних мозаик и ощущением пространства.

Базилика построена в 527-548 годах по личному указанию Епископа города Равенны Эклексия. В 13 веке с южной стороны собора была пристроена колокольня.

Собор имеет форму восьмиугольного мартирия. Диаметр купола 16 метров.

В числе прочих 7 раннехристианских памятников Равенны базилика Сан-Витале с 1996 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Храм посвящен раннехристианскому мученику Святому Виталию Миланскому.

Зайдя в базилику, не ожидаешь увидеть такое великолепие!

Стройные колонны с кружевными капителями поддерживают многочисленные арки, создавая необычные пространственные деления, игру света и теней.

Но самое главное сокровище храма Сан-Витале — его совершенно необыкновенные мозаичные картины-иконы.

Роскошные яркие мозаики храма были созданы в последние годы строительства при участии множества мастеров, поэтому специалисты находят в них многообразие стилей.

Лучшие мозаичисты из Константинополя создали на территории Италии шедевры, которым судьба уготовила гораздо лучшую участь, чем несохранившимся мозаикам в самой Византии.

В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.

Росписи выполнили болонские и венецианские художники.

Конха украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает венец славы Святому Виталию. Второй ангел представляет Иисусу епископа Эклексия, подносящего в дар макет основанной им базилики.

Описывать мозаики Сан-Витале можно бесконечно, но описать эту красоту совершенно невозможно. Это надо видеть!