Исследования трудов преподобного макария египетского. Преподобный макарий великий, египетский

Преподобный Макарий, названный Великим, — один из Святых Отцов Церкви, составивший множество молитв и оставивший многие труды в назидание православным. Он был отшельником, пустынником, который подвизался в Синайской пустыне и опытно познал всю духовную жизнь, одновременно наставляя людей своими беседами и писаниями.

Труды преподобного Макария, которого называют также Египетским, поскольку именно из долины Нила он был родом, — образец святоотеческих сочинений, род наставлений, которыми православные христиане в духовной жизни руководствуются и сегодня. Его житие полно многочисленных поучительных историй и чудес.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО: КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО?

Образ святого Макария трудно выделить среди изображений других пустынников, Будьте внимательны при выборе иконы: она должна быть подписана именем Макария рядом с ликом святого или у его подножия.

Известнейший образ Мария Египетского — это фреска, то есть икона, написанная на стене по сырой штукатурке, авторства Феофана Грека (ок.1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени — Кафе и Галате. Сейчас на их месте — крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, и среди наиболее хорошо сохранившихся — образ преподобного Макария Великого. Даже существующая фрагментарно и реставрированная в наши дни, эта фреска — один из прекраснейших образцов мирового искусства. Находится она на хорах Троицкого придела храма, и прекрасно отражает экспрессию, выразительность и самобытность манеры письма Грека (кроме этого образа, в храме также сохранился ряд фресок: Троица, Богоматерь, пророки и самая известная — Спас Вседержитель в куполе).

Икона Макария Великого — монохромное (черно-белое) изображение высокого и сильного старца с темным от загара в пустыне ликом. На нем видна только шапка седых волос и длинная борода. Вся его фигура с первого взгляда кажется покрытой волосами — но присмотревшись, человек видит, что пустынник стоит словно осиянный, облитый столпом Света. Широкими мазками белой краски, «скорописью» обрисована фигура святого; черным выделен лик и ладони — это отсутствие деталей и словно сияющий с необычной иконы цвет производят потрясающее впечатление.

Отметим, что и на других иконах святой Макарий изображается в одежде серого цвета из шерсти диких коз. Но преподобный Феофан Грек осмыслил образ святого совершенно иначе: во вспышке света, словно в мистическом сиянии сошедшей на него Божией благодати, изображенной свободными мазками, которая как бы сжигает греховное и выделяет лик святого, приковывая внимание к нему.

В иконе святого Макария Феофана Грека и на других его изображениях присутствует совсем небольшое количество цветов: такая скупость цветовой гаммы обозначает аскетическое отречение самого Макария от мира, его разнообразия и многоцветия, поддержанную иконописцем и отраженную им визуально сосредоточенность на Едином необходимом — сияющей Божией благодати. Именно Макарий Великий положил начало индивидуальному, личностно ориентированному духовному деланию в Православии и монашескому подвижничеству по послушанию наставникам, духовникам, опытным старцам.

На темном лике Макария Египетского острее видны «пробела» — черты белой краски на лике, выселяющие черты лица и символизирующие свет Божией благодати, изменяющий человека и материю вообще, созидающий его в ином, духовном состоянии. Такие же пробела на его ладонях: на иконе они обычно подняты вверх, или же поднята только одна рука, а в другой святой держит крест. Жест раскрытия ладоней означает принятие молитвы обращающегося к святому, а также ниспослание покоя на молящегося. Видна в этом жесте сила и уверенность в миротворческой силе: так часто правители городов и стран, всходя на трибуну, лишь жестом останавливают шум в зале. Поза же святого Макария призывает к душевному миру и словно сразу посылает его каждому, обращающемуся к нему. Каждый молящийся ощущает тишину духовную, сердечное успокоение внутри.

Обратитесь и вы с молитвой к иконе любящего людей и посылающего им Божию благодать святого Макария.

ПУТЬ К МОНАШЕСТВУ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Известно место и время рождения будущего великого подвижника, одного из основоположников христианского монашества: около 300 года святой Макарий появился на свет в селе Птинапор Нижнего Египта. Воспитанный в христианском послушании, несмотря на желание посвятить свою жизнь Богу, он по воле родителей женился. Однако Бог вскоре взял его жену к Себе. Святой трудился, помогал родителям и много изучал Священное Писание. Уйти в монашество он смог только после смерти родителей, не желавших его отпускать в обитель.

Уже тогда в Египетской (Синайской) пустыне существовала община отшельников под руководством святого Антония Великого — основателя монашества. Как и святой Макарий, этот преподобный почитается в основных христианских конфессиях: Православии и Католичестве.

Преподобный Макарий раздал все свое наследство бедным и отправился в пустыню, чтобы под руководством только духовного отца молиться Богу. Этот неизвестный святой — а возможно, и Ангел — наставлял его в духовной жизни, богослужении, посте и молитве. Кормились они плетением корзин, жили в двух небольших шалашах в пустыне. Со временем святой Макарий поселился в монастыре под управлением Антония Великого, где жил в монашеском общежитии, став последователем и одним из близких учеников святого Антония. Спустя годы Макарий Великий покинул и эту обитель по благословению своего духовного отца Антония, отправившись на Северо-Запад Египта в Скифский монастырь. Именно здесь он сам стал духовным наставником, прославившись подвигами и мудростью так, что уже в возрасте тридцати лет заслужил прозвание «юноша-старец», словно монах-схимник. По правилам, установленным святыми апостолами, человек не может принять священный сан до возраста Христа: 33 лет. Но святого Макария еще раньше сам епископ Птинапора хотел рукоположить в клирика — сам же Макарий предпочел скорее удалиться в пустую, чтобы избегнуть такой чести.

Много даже зримых напастей от бесов терпел преподобный Макарий, но именно по своему смирению святой всегда обессиливал дьявола. Так, бесы много раз пытались избить его; однажды, еще когда он жил один в пустыне, одна девушка, забеременев, обвинила святого в соблазнении ее. Односельчане девушки чуть не убили святого. Но тот даже не нарушил обета молчания: Макарий продолжил плести корзины, а все вырученные деньги отдавал на прокормление девушки. По Божиему промыслу она долго не могла разрешиться от бремени и, поняв, что наказана Самим Всевышним, указала на истинного отца ее ребенка.

Когда святому Макарию было около сорока лет, он был при кончине аввы Антония Великого, получив от него как благословение путевой жезл, и приняв благодать от святого: как говорили ученики святых Макария и Антония, он принял благословение, как пророк Елисей милоть (одежду) от пророка Илии. Известно, что после этого святой Макарий стал молитвой своей творить чудеса и исцеления — так, что слава о нем разошлась по городам Египта и народ стал стекаться к нему отовсюду.

Святой Макарий же избегал славы и искал уединения в молитве. Поскольку он не мог покинуть ни монахов своей обители, ни людей, жаждущих его помощи, он вырыл под своей обычной монашеской кельей тесную и глубокую пещеру, чтобы молиться и изнурять плоть аскезой. Своей молитвой он по благодати Божией стал даже воскрешать мертвых, но оставался столь же смиренным, добрым и тихим человеком. Преподобный Макарий имел Дух Святой в себе: закоренелые злодеи, только лишь поговорив с ним, каялись в преступлениях, обращались в христианство и даже постригались в монашество. Множество историй о чудесах святого хранят древние Отечники — сборники историй из жизни святых.

Достигнув возраста зрелости по меркам общества того времени — сорока лет, святой Макарий принял сан священника. Отныне он помогал людям и совершением Таинств Церкви, и также руководил монашеской общиной.

Во время правления императора-еретика Валентина (364- 378 гг.) святой Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским был изгнан из пустыни приспешником царя — впавшим в ересь епископом Лукой. Святых, уже пребывавших в преклонных годах, арестовали и на корабле увезли на безлюдный остров, где обитали язычники. Однако и там святой Макарий Великий смог совершить чудо, исцелив дочь главного языческого жреца и крестив всех жителей острова. Узнав об этом, епископ-еретик устыдился своего поступка и вернул старцев в их обители

Заступничество перед Богом преподобного Макария еще при его жизни спасло многих от опасностей, соблазнов и пороков. Милосердие святого Макария, его доброта были столь велики, что вошли в поговорку среди монахов Синайской пустыни, которые говорили, что как Бог благодатью Своей покрывает Землю, так и авва (то есть отец, духовный наставник) Макарий покрывал согрешения. Он прощал грехи, помогал воспрять духом и как бы не слышал и забывал прегрешения человека в дальнейшем общении с ним после исповеди.

Святой Макарий дожил почти до ста лет и прожил в подвижническом делании, отшельничестве и монашеских обителях около 60 лет, умерев для мирской жизни, жизни для себя, но живя для Бога и людей. И тем не менее, всю жизнь он продолжал беседовать с Богом в молитве, вновь и вновь возрастая духовно, открывая в себе и людях новое, узнавая новое о Боге и созданной им Земле. Он продолжал каяться в каждом греховном движении своей души и радовался духом о Божием милосердии. Незадолго до кончины ему явились Святые Отцы монашества: Антоний и Пахомий Великие, сказав, что вскоре он с миром отойдет в Царство Небесное. Радостно сказал святой Макарий о грядущей кончине своим ученикам, благословив всех, дав последние наставления и скончавшись в 391 году, предавая свою душу в Божии руки.

РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Святой прославился своей простотой и милосердием — так, что в древних Отечниках (патериках), сборниках поучительных историй из жизни древних святых, сохранились многие удивительные истории об этих его качествах:

    • Увидев у своей кельи вора, святой сам помог ему нагрузить украденные корзины и небольшие деньги, сбереженные на пропитание подвижника, на осла — только бы не судить человека и решив, что Бог дал — Бог и взял.
    • Однажды святой шел по пустыне и увидел череп, лежащий на земле. Помолившись, он смог поговорить с душой человека, которому череп принадлежал при жизни — жреца. Тот поведал, что по злобе своей находится в адском пламени, но благодарен святому Макарию: ведь подвижник молится за весь мир, живых и усопших, и при молитве этот жрец и подобные ему, горя в пламени, могут хотя бы немного видеть друг друга.
    • Однажды Ангел Божий поведал святому Макарию, что он не достиг того духовного совершенства, каким обладают… две женщины, живущие в городе неподалеку. Святой не исполнился зависти, но пошел в город, чтобы поучиться у этих женщин. Оказалось, что это две жены двух братьев, которые живут в мире между собой и вместе с супругами живут христианской жизнью посреди мира, полного соблазнов. Этот эпизод из жизни святого Макария дан в утешение и наставление всем православным: можно достичь святости и не будучи монахом, как святой Макарий, но пребывая в молитве и любви с ближними.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО

Свой опыт духовного делания и подвижничества святой Макарий описал прекрасным литературным языком. Его творения читают православные христиане по сей день, изучая богословское наследие святого и руководствуясь его советами как мудрого духовного наставника. Около пятидесяти духовных бесед и менее десятка наставлений и посланий осталось человечеству после святого как жемчужины его мудрости. Они разделены и озаглавлены по таким темам, как христианская Любовь, разум, его свобода и его вознесение к Богу, духовное совершенство, молитва, терпение, сердечная чистота.

Святой показывал, насколько преходяща земная жизнь и как в ней можно приготовить душу к Царству Божиему на Небесах: нужно воспитать в душе родство с Богом. Ведь если нам не нравится добродетель, мы не любим Бога и молитву — рядом с Богом мы просто будем сожжены Его благодатью, будучи иноприродны ей и неспособны к общению со Христом, в раю нам будет скучно и мы будем сами там мучиться. Святой Макарий говорил, что нужно измениться, отвергнув пороки и изменив свое состояние, свою природу на добрую, чистую. Мы можем сами стать причастниками Божественной природы Господа, соединяясь с ним, в первую очередь, в Таинстве Святого Причастия.

Человек будет наследовать Царство Божие «по справедливости и по милости Божией» — то есть Бог добр, но Он будет следовать воле самого человека, показанной его поступками и земной жизнью. Умение молиться и стремление к Богу становятся векторами жизни каждого человека, любящего Христа. Главное основание духовной жизни — вера, затем жизнь по Заповедям Божиим, без смертных грехов.

Труды святого Макария переведены, пожалуй, на все языки мира. Русская Православная Церковь с самого своего основания руководствуется ими в наставлениях духовной жизни: святой писал просто и ясно, поэтому и сегодня многие православные христиане стараются следовать его советам.

Житие самого святого Макария также служит примером для многих православных христиан, особенно монахов. Его жизнь и чудеса описаны священником Руфином, знавшим святого лично: он описывал жития многих своих современников, но отдельную главу в книге о них отвел преподобному Макарию. Житие святого в том же веке написал епископ Нижнего Египта Серапион, что послужило к канонизации (официальному прославлению в лике святых) Макария Великого. Из записей отца Руфина и владыки Серапиона ясно, что святой Макарий пользовался авторитетом и почитанием среди всех египтян. Монашеские же общины Египта, в свою очередь, дали начало всему монашеству Восточной христианской Церкви, со временем получившей название Православной.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ МАКАРИЮ ВЕЛИКОМУ?

Преподобный Макарий Египетский прославился строгостью жизни, умением властвовать над своими страстями и многими чудесами, совершенными по просьбам людей. Поэтому и сегодня ему молятся во многих нуждах. Икона преподобного Макания довольно редка, но многие монастыри почитают его как великого наставника и имеют образ святого в храмах внутри обители. Вы также можете приобрести образ святого в церковной лавке — поскольку образ редок, нужно искать его продающимся при кафедральном (главном) соборе вашего города или в монастырях. Перед образом зажгите свечу, перекреститесь дважды, поцелуйте руку святого на иконе, вновь перекреститесь и поклонитесь, а затем начинайте читать молитву — можно своими словами.

Просить святого Макария Великого можно:

    • О просвещении светом истины, помощи в принятии жизненно важных решений;
    • Об укреплении веры и умение молиться;
    • Об исправлении жизни, видении своих грехов и избавлении от них в душевной чистоте;
    • Об утешении в бедах и помощи терпении;
    • О мире душевном и спокойствии;
    • Об избавлении от напастей диавола, избавлении от колдовских воздействий;
    • О мудрости и выборе верного жизненного пути.

День памяти Макария Великого — 1 февраля, в этот день читаются особые молитвы святому за вечерним богослужением и утренней Литургией, зачастую после нее читается акафист святому.

Почитая преподобного Макария, не забывайте его заветов: сделайте своей привычкой утренние и вечерние молитвы по его текстам, читайте его наставления, общайтесь с Богом и вы услышите Его голос в своем сердце, Он будет направлять вас на жизненном пути.

Вот вечерняя молитва, составленная самим святым Макарием более полутора тысяч лет назад и переведенная на русский язык. Можно читать ее онлайн ежедневно:

Боже Вечный, Царь всех созданий, помогший мне дожить до этого времени, прости мне грехи, которые совершил я сегодня мыслями, словами и делами, и душу мою очисти, Господи, от всех пороков и скверн тела и духа! И помоги мне, Господи, этот ночной сон прожить в мире, чтобы, встав от моего скромного ложа, угождал я благими и добрыми делами и мыслями Тебе во все дни жизни моей, и побеждал моих врагов видимых — людей злых — и невидимых — духов злобы. И избавь меня, Господи, от мыслей суетных и желаний порочных и лживых. Ты можешь все, и вся Земля — Твое царство, сила и слава Троицы Святой: Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

О, святой начальник обители монашеской, преподобный отец наш, блаженный и праведный ава Макарий! Не забудь совсем нас, бедных рабов Божиих, но вспоминай нас в святых твоих и добрых молитвах ко Господу. Вспомни стадо монашеское, о котором ты, как добрый пастырь, заботился, не забудь твоим посещением твоих духовных детей. Молись за нас, о добрый и свято подвижник Божий, ведь ты имеешь возможность говорить лицом к лицу с Царем Небесным — не умолчи о нас, грешных, и не отвернись от нас, с любовью почитающих тебя.
Поминай же нас у Престола Божьего, потому что тебе дана Им благодать молиться о нас. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но остаешься живым и после смерти. Не отходи от нас духом, защищай от стрел врагов и всех искушений бесовских, и козней стаканы, о наш добрый пастырь! Хотя мощи твои перед нами и всеми людьми мира положены, но душа твоя святая с Ангельскими Силами и воинами Небесными, стоя рядом с Престолом Бога Вседержителя, радуется вечно.
Зная тебя как живого и после смерти, мы приходим к тебе и молимся: проси о нас Бога Всесильного, о пользу наши телам и душам, чтобы мы спокойно перешли от земной жизни к небесной, были избавлены от препятствий властителей сатанинских полчищ, от вечной муки и пламени адского, но сподобились войти и унаследовать Небесное Царство Божие, где со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Которого всегда славят и чествуют люди и Которому поклоняются вместе с Отцом Его Предвечным и Духом Святым, Благим и Жизнь Дающим, вечно. Аминь.

Молитвами преподобного Макария да хранит вас Господь!

Макарий Великий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания. Похоронив родителей Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне. По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню.

В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название - монастырь Макария Великого .

Коптский монастырь св.Макария Великого

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским пострадал в период правления императора-арианина Валента. Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство. После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой «. Скончался Макарий в 391 году , в основанном им монастыре.


Монастырь св.Макария Великого

Мощи трех Макариев в египетском монастыре Макария Великого: Макария Великого, Макария Александрийского и Макария епископа

Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

Литературное наследие

Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих сочинений Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля).

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа «. Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства «.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.

Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор (Нижний Египет). Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания . После смерти родителей, покинул селение и стал послушником у некого проживающего поблизости старца. Спустя некоторое время, он был рукоположен во диакона местной церкви, но довольно скоро удалился в полное одиночество в Фаранскую пустыню.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1

Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.

Молитва преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, преподобне отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Православные святые оставляют нам не только богатое наследие устных рассказов о свершаемых ими чудесах, но и целые собрания богословных произведений, писаний, духовных бесед. Примером таких трудов являются Богословные писания, где мы можем найти самые сильные молитвы святого Макария Великого.

История Макария Великого

Преподобный Макарий Великий появился на свет в 300-ом году в селении Птинапор (Нижний Египет). Оставшись без жены и родителей, он раздал имущество бедным и отправился странствовать. За долгие годы, проведенные в пустыне, он посетил несколько святых старцев, учился и молился вместе с ними, проповедуя любовь к Богу. Монах прославился своими многочисленными подвигами: утверждали, что молитва св. Макарию Великому, Египетскому могла не только исцелять больных, но даже возвращать почивших.

В чем помогают молитвы святому Макарию Великому, Египетскому?

Святой умер в 90 лет. Великим его стали называть еще при жизни, а после смерти он оставил после себя не только славу о своих подвигах и чудесных исцелениях, но также десятки писаний и православных молитв Макария Великого.

К святому обращаются с просьбами:

  • о покровительстве;
  • о даровании мудрости;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в жизненных трудностях.

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Среди всех молитв именно утренняя молитва этому святому обладает наибольшей силой. Текст молитвы на русском языке необходимо читать сразу после пробуждения, вместе с другими утренними молитвами.

Боже, очисти меня, грешного, ибо я никогда не делал доброго пред Тобою, но избавь меня от зла и да будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твоё святое, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я, его же

Восстав от сна, полночную песнь приношу Тебе, Спаситель, и припадая к стопам Твоим, взываю Тебе: не дай мне уснуть во греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно претерпевший распятие, и скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный день безгрешный, Христе Боже, и спаси меня.

Молитва 3-я, его же

В молитве Макария Великого к Богу Отцу мы показываем Господу, что, проснувшись, желаем заниматься угодными Ему делами и просим Его благословения в этих делах.

К Тебе, Владыка Человеколюбец, восстав от сна я спешу, и за дела Тебе угодные принимаюсь, по милосердию Твоему, и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время, во всяком деле, и избавь меня от всякой злой превратности в мире сем и от диавольского содействия, и спаси меня, и введи в Царство Твоё вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Промыслитель и Податель. И в Тебе – вся надежда моя, и Тебе славу воссылаю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я, его же

Господи, Ты по многой Твоей благости и великому милосердию Твоему дал мне, рабу Твоему, минувшее время ночи сей пройти без напасти от всякого зла противника. Ты Сам, Владыка, Творец всего, удостой меня истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творить волю Твою, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Макарий Великий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания. Похоронив родителей Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне. По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню.

В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название - монастырь Макария Великого .

Коптский монастырь св.Макария Великого

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским пострадал в период правления императора-арианина Валента. Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство. После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой «. Скончался Макарий в 391 году , в основанном им монастыре.


Монастырь св.Макария Великого

Мощи трех Макариев в египетском монастыре Макария Великого: Макария Великого, Макария Александрийского и Макария епископа

Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

Литературное наследие

Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих сочинений Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля).

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа «. Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства «.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.