Что такое джихад? Джихад против своей души Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе.

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, - это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.

В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто. На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого выражения. Почему? Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциировать с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями экстремизма и беззакония. Но правы ли те, кто ставит знак равенства между категорией «джихад» и творящимися от имени ислама преступлениями? И не менее важный вопрос – верно ли то распространенное понимание джихада как «войны против неверных», которым его наделяют, специально или по незнанию, средства массовой информации?

Думаю, что если бы люди знали и понимали поистине прекрасный смысл этого слова, то джихад стал бы для них самым дорогим и важным делом. С арабского слово «джихад» переводится как «борьба на пути Аллаха». Борьба со злом и несправедливостью.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории - малый джихад и большой джихад.

Малый джихад – это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. И это, обратите внимание, малый джихад.

Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом или своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами – борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств. Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Однаджы к пророку Мухаммаду подошел один человек и попросил его, чтобы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?» Тот ответил: «Да, живы». Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад заботясь о них и ухаживая за ними».

Как же сегодня нуждается наше общество в таком джихаде! Сколько детей бросают своих родителей в старости, оставляют их в домах престарелых, не понимая, какой пример они подают своим детям.

Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивать свою семью относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей так, как указывает на это Аллах и Его посланник. Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина. Как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье, и я самый лучший из вас, кто хорошо относится к своей семье».

Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это джихад?!! НЕТ! Это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны! Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а также невинных людей. Потому что самоубийство – это смертный грех перед Аллахом. Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем не повинных людей – это ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид – это не смертник, а мученик за веру. Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну.

В последнее время участились поджоги христианских церквей и молельных домов. Мы, мусульмане, очень обеспокоены этим. Мы уверены, что это не могли сделать мусульмане, более того, мы вообще сомневаемся, что это могли сделать люди, верующие в Бога. Однажды пророка Мухаммада спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это тот человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и, тем более, запрещены действия, наносящие вред кому-либо.

Джихад не ведется против своего народа и граждан своей страны. Это не джихад, это страшное преступление. Если человек убивает себя привязав к себе бомбу и тем самым убивает ни в чем не повинных людей – это двойное преступление и нет этому никакого оправдания! Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей. Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Всевышним Аллахом.

Я призываю верующих к сплотиться против наших общих врагов в эти непростые времена. Молю Аллаха даровать нам терпения, мудрости в делах и победу над недоброжелателями.

С уважением имам-хатыйб мечети с. Зиреклы Новошешминского района РТ Ильяс хазрат Сулейманов.

Как было принято решение о выходе на джихад против монголов, которое стало самым рискованным решением за всю историю Египта? Поддержали ли его в этом амиры? Как Аль-Музаффар Кутуз поступил с послами Хулагу?

Обо всём этом вы узнаете из этой статьи.

Самое рискованное решение за всю историю Египта

Это было решение, после которого не сможет отступить ни один командир, воин или житель Египта. Кутуз знал, что сердца амиров находятся под впечатлением от недавнего напоминания, что они обязаны следовать правителю, помнить о Всевышнем Аллахе и о своих обязанностях перед народом и религией.

Однако в эти не укрепившиеся сердца, которые сравнительно недавно наслаждались мирскими утехами, могли вселиться сомнения и страх. Поэтому Кутуз этим решением полностью исключил любое сомнение в рядах армии и лишил их надежды даже на сдачу в плен. Следовательно, перед ними не оставалось другого выбора, кроме как идти только вперёд, навстречу врагу.

Убийство послов Хулагу

После непродолжительного обсуждения с советом Кутуз принял решение отрубить головы всем четырём послам, которых к нему прислал Хулагу с письмом-ультиматумом о капитуляции. А головы этих послов решили повесить на воротах Каира. («Ас-Сулук ли-ма’рифати дуваль аль-мулук », 1/515)

Это было сделано, чтобы побольше людей увидели головы монгольских послов, чтобы тем самым вселить в их сердца спокойствие и доказать народу, что их предводители не боятся монголов. Также этот жёсткий ответ показывал монголам, что их в Египте ждут люди, которые в корне отличаются от тех, с кем они встречались ранее. Это, в свою очередь, должно было вселить в сердца монгольских воинов сомнения и посеять зерно страха.

Но главной целью убийства всех монгольских послов для Кутуза было полное исключение даже помышлений о каких-либо мирных переговорах с врагом, ибо это сделало любые переговоры невозможными. Это также могло ускорить процесс деятельной подготовки к джихаду против доселе непобедимых монгольских завоевателей.

Все понимали, что после казни послов монголы не примут даже безоговорочную капитуляцию Египта, даже если мусульмане сами будут сильно желать этого. Казнив послов Хулагу за ультиматум о сдаче, Кутуз сжёг все мосты, и у армии и народа Египта не осталось иного выбора, кроме джихада против монголов.

Что же касается самого султана Аль-Музаффара Кутуза и его воинов-мамлюков, то их сердца были полны ненависти к монголам. У многих из них имелись к монголам личные счёты.

Кутуза окружали сотни выходцев из разоренного ещё Чингисханом Хорезма. У многих из них монголы в буквальном смысле сожгли родные дома и уничтожили семьи. Как известно, сам Кутуз тоже попал в рабство именно потому, что был захвачен монголами.

Решение об убийстве послов было иджтихадом (вынесением правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет чёткого указания в Коране и Сунне ) со стороны Кутуза и его амиров.

Хотя это решение имело положительные стороны на тот исторический момент, мы не знаем, чем именно руководствовался Кутуз, когда он принимал такое решение. Ведь в Исламе послов не убивают, независимо от того, пришли они от мусульман или немусульман. Не убивают даже послов, которые пришли от вероотступников.

От Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

جاء ابن النواحة وابن أثال رسولا مسيلمة إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال لهما: أَتَشْهَدَانِ أَنِّي رَسُولُ اللهِ قالا: نشهد أن مسيلمة رسول الله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم آمنْتُ بِاللهِ وَرُسُلِهِ، لَوْ كُنْتُ قَاتِلاً رَسُولًا لَقَتَلْتُكُمَا فمضت السنة أن الرسل لا تقتل

«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в качестве послов от Мусайлимы (лжепророка) прибыли Ибн Ан-Навха и Ибн Асаль. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: "Свидетельствуете ли вы, что я Посланник Аллаха? " Они ответили: "Мы свидетельствуем, что Мусайляма является посланником Аллаха ". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я уверовал в Аллаха и в его посланников. Если бы я убивал послов, то убил бы вас обоих ". Так и сложилось в дальнейшем, что послов не убивают» (Имам Ахмад ).

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд от Наима ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَاللهِ لَوْلاَ أَنَّ الرُّسُلَ لاَ تُقْتَلُ لَضَرَبْتُ أَعْنَاقَكُمَا

«Если бы не было правила, согласно которому послов не убивают, я отрезал бы вам обоим головы ». (Абу Давуд )

Эти оба хадиса указывают на то, что Ислам не дозволяет убивать послов, прибывших к нам от немусульман, даже если они произнесут слова неверия перед имамом и остальными мусульманами. Поэтому в шариате относительно этого вопроса сложилось правовое заключение, что послов не убивают.

Что же стало доводом для Кутуза в принятии такого решения? Почему учёные того времени не высказались относительно этого случая? Или, может, они высказались, но их слова не дошли до нас?

Вполне возможно, что Кутуз принял это решение, учитывая все те зверства, которые творили монголы. Ведь в ходе своих беспощадных карательных экспедиций они перешли все границы и нарушили все нормы и договорённости.

Монгольская армия без разбора и в огромном количестве убивала женщин, стариков и детей, которые не принимали участия в военных действиях. Только в одном Багдаде монголы уничтожили более миллиона мусульман, не считая городов, которые они уничтожили до и после Багдада.

Плюс к этому монгольские послы непочтительно отнеслись к султану, говорили с ним очень грубо и надменно. И в итоге Кутуз вынес такое, немного странное с точки зрения шариата, решение…

То, что произошло, также может быть упущением или ошибкой в иджтихаде со стороны султана Аль-Музаффара Кутуза и его амиров. Ведь каждому человеку, каким бы великим он ни был (кроме пророков, мир им), свойственно ошибаться.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем

Август в Чеченской Республике ознаменовался не только резким ростом напряженности обстановки, очередным "усилением мер безопасности", в связи с очередной годовщиной взятия города Грозного боевиками (6 августа 1996 год), но и очередным объявлением джихада. 4 августа новый муфтий Чечни Султан Мирзаев объявил, что принята фетва (богословско-правовое заключение исламских ученых по актуальному вопросу), объявляющая священную войну ваххабитам и террористам.

В церемонии объявлении нового джихада приняли участие первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров, министр МВД Руслан Алханов, командиры всех силовых структур республики и имамы 14-ти районов республики. Муфтий Чечни назвал ваххабизм "чумой XX и XXI веков" и заявил, что не должно быть никаких сомнений в правильности своих действий у тех, кто с этими людьми и явлением борется. Он также выразил личную готовность взять в руки оружие и воевать с боевиками-ваххабитами. Это далеко не первая попытка начать "священную войну" на территории Чеченской Республики. За последние 14 лет их было несколько.

Осенью 1991 года после прихода к власти в республике Джохара Дудаева и попытки российского руководства ввести на территории Чеченской Республики чрезвычайное положение, некоторые духовные лица потребовали объявить России джихад (в кавказской интерпретации газават). Его объявлению, вероятнее всего, помешал быстрый провал данной акции.

Спустя всего три года, зимой 1994-го, когда Кремль объявил о начале силовой операции "по наведению конституционного порядка" на территории Чеченской Республики Ичкерия, джихад России все же был объявлен. Это сделал муфтий республики Мохмад-Хусейн-хаджи Алсабеков. Однако спустя несколько месяцев Алсабеков дезавуировал свое заявление.

В 1995 году назначенный новым муфтием ЧРИ Ахмат-хаджи Кадыров вновь объявил России джихад. После завершения "первой чеченской войны" потребность в джихаде так и не исчезла. Его объявляли и против похитителей людей и даже друг против друга. В 1998 году после столкновений в Гудермесе между силовыми структурами Ичкерии и "джамаатами" и те, и другие объявили джихад. Но дальше слов дело тогда не пошло.

В тот же период появившиеся в Чечне "лица арабской национальности" (многие из которых почему-то прекрасно владели русским языком), также проповедывали среди чеченской молодежи идеи джихада. "Доблестных и храбрых чеченцев" призывали идти "делать джихад" не куда-нибудь, а на Ближний Восток, точнее в Иерусалим, чтобы освободить "священный город" и одну из главных мусульманских святынь - мечеть Аль-Акса.

В 1999 году после начала ввода российских войск на территорию республики Аслан Масхадов обратился к духовенству, чтобы они призвали народ к газавату. Теперь новый муфтий Чечни призывает к очередному джихаду - священной войне против ваххабизма и терроризма. (Кстати, тяга к объявлению "священных войн" имеет место не только в Чечне. С началом военных действий США против Ирака глава духовного управления мусульман европейской части России Талгат Таджуддиин тоже объявлял джихад....Против Соединенных Штатов).

Первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров назвал очень важным и своевременным принятый муфтиятом документ, объявляющий джихад ваххабизму и терроризму на территории Чеченской Республики. "Я приветствую это решение, приветствую его от имени всего руководства Чеченской Республики, ибо сотрудники правоохранительных органов, которые фактически находятся на войне против терроризма и ваххабизма, должны быть уверены в том, что их действия не противоречат Корану и исламу", - заявил он.

С ним солидарен и депутат Государственной Думы России Руслан Ямадаев. "Я считаю, что это очень важное, своевременное и продуманное решение, дающее ответы на самые сложные вопросы, волновавшие чеченское общество в целом и бойцов МВД и других структур, в частности", - заявил он агентству "Интерфакс".

"В борьбе против ваххабизма и терроризма погибли сотни и тысячи сотрудников правоохранительных органов. Среди них десятки моих близких и родных, президент Чечни Ахмат Кадыров, его племянники. Погиб мой родной брат, Герой России Джабраил, командовавший спецподразделением "Восток", - отметил он. Они (боевики) взрывали и расстреливали милиционеров, имамов, госслужащих, заявляя, что совершают джихад, но теперь дан четкий и однозначный ответ на вопрос, кто на самом деле стоит на пути джихада".

Однако объявление джихада ваххабизму и терроризму в Чечне не нашло поддержки религиозных и общественных деятелей России. В интервью российской ГАЗЕТЕ верховный муфтий азиатской части России шейх Нафигулла Аширов заявил, что при отсутствии юридического определения ваххабизма в современном законодательстве РФ такие призывы от имени муфтията, то есть общественной организации, не могут иметь законодательного действия. "Они нарушают единое правовое поле Российской Федерации, - сказал Аширов. - Ваххабизм ничего не говорит о призыве к террору, это направление исламской мысли, а не тактика ведения борьбы. А на мысли в современном законодательстве запретов нет".

С его мнением согласен и член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. Та же ГАЗЕТА приводит и его высказывание. "Пророссийская часть чеченского общества не увлечена исламом, это не может быть для нее фактором мобилизации. А боевики только посмеются над тем, что еще один бывший комсомолец объявил им джихад. Это не самый умный ход, скорее отчет о проделанной работе в ответ на интервью Басаева в США. "Джихад" теперь стал ругательным словом: ты мне - джихад, и я тебе - джихад. Это какие-то шашки", - считает политолог.

Джихад, или священная война, о которой говорил Пророк Мухаммад, имеет смысл, несколько отличный от того, как он сегодня воспринимается и толкуется разными духовными лицами. Слово "джихад" происходит от корневого слова в арабском языке, означающего "стремиться, прилагать усилие". В исламе джихад означает любое усилие, направленное на распространение истины. Газават или малый джихад - это священная война. Согласно исламскому праву, в странах, где не действует шариат, объявлять войну, в том числе священную, имеет право только первое лицо государства.

Несомненно, что одной из форм Джихада является война, но лишь в тех случаях, когда избежать ее не удается. Пророк Мухаммад, говоря о Джихаде, сказал, что "величайший Джихад, в котором сражается человек - Джихад с самим собой". Это означает, что истинный верующий должен в первую очередь бороться с самим собой, со своими недостатками и ошибками, стремиться исправить и не допускать их впредь.

В хадисах сказано, что Пророк Мухаммед сказал, вернувшись с одного из сражений: "...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому". Отмечается тот факт, что после этого Он уже больше не участвовал ни в одном сражении.

По словам одного из имамов мечети города Грозного, ни один стих Корана в своем истинном текстуальном и историческом контексте не разрешает воевать на основе религиозных, этнических или расовых разногласий. "Воинственный джихад не только ограничен условиями, которые могут или не могут придать ему законную силу, но и строго регламентирован. Пророк Мухаммед (а.с.c.) сказал, как подобает вести себя на поле битвы, - говорит он. Нельзя развязывать войну, если другие мирные средства могут остановить агрессию и порабощение. Намерения должны быть чисты и ни эгоистичные личные, ни националистические интересы и планы не должны быть действующей силой. Должно быть объявление войны, заявленное официальными властями, после соответствующих консультаций. Не должно страдать гражданское население. Нельзя допускать мародерства, грабежей и ненужных разрушений".

Объявление джихада против ваххабизма и терроризма после почти 6-летней "контртеррористической операции" на территории Чеченской Республики, которая стоила жизней десятков тысяч наших соотечественников, действительно выглядит несколько странно и неуместно. Зажигательный призыв "ударить джихадом по ваххабизму и терроризму" вряд ли приведет к установлению мира и стабильности в нашей республике, согласию и взаимопониманию в и без того уже разрозненном чеченском обществе.

Джихад нам сегодня действительно необходим. Но не тот джихад, в котором одни чеченцы будут истреблять других. Нам нужен джихад против убийств и похищений людей, джихад против внесудебных казней и пыток, джихад против коррумпированного чиновничьего аппарата, против взяточничества и произвола зажравшейся бюрократии, против тотальной безработицы, против наркомании и алкоголизма. Джихад за возрождение нации, восстановление нашей республики и будущее наших потомков.

http://www.chechensociety.net/cho/cho40/040_01.htm

Я – человек прогрессивных взглядов, и я – христианин, воспитанный в любви к ближнему.
Моя рука никогда не поднималась на человека иной веры, а мое перо никогда не чернило людей, исповедующих принципы жизни, отличные от моих.

То, что происходит сейчас на страницах многих изданий, включая и нашу «Прозу.ру», беспокоит меня не тем, что нагнетается психоз и юдофобия, (к этому уже не привыкать), а то, какими методами подаётся та информация, которая касается исторических аспектов сосуществования трех мировых религий, рожденных в одном месте – на Ближнем востоке.

Я не буду в этом очерке развивать собственные теории, ибо это будет повторением уже сказанного.

Я лишь позволю себе процитировать некоторые главы из книги БАТ-ЙЕОР «Зимми. Евреи и христиане под властью ислама.»

Эта книга (французское издание - 1980 г., английское - 1985 г.;) считается сегодня незаменимой для желающих получить наиболее глубокое представление о доктрине и практике ислама по отношению к «зимми» - неарабским и немусульманским общинам в странах Ближнего Востока, то есть в странах, подпавших под владычество мусульман после арабского завоевания.

Немного об ООП и Ясере Арафате

Не раз арабские лидеры единолично и коллективно объявляли Израилю джихад, подтверждая тем самым свою приверженность теократической системе, включающей в себя все человечество. На третьей исламской конференции глав исламских государств по Палестине и Иерусалиму, состоявшейся в январе 1981 года, тридцать восемь руководителей арабских стран (кроме Египта) и Ясер Арафат, представляющий Организа-цию освобождения Палестины, провозгласили из Мекки джихад против Израиля.
Т.к. Джихад был провозглашен под знаменем арабского национализма, а ООП всегда утверждала, что она находится в авангарде арабскою национализма, следует проанализировать характер джихада ООП.

В 1970 году Ясер Арафат утверждал:
Освобождение Палестины и недопущение сионистского проникновения - политического, экономического, военного и пропагандистскою - в мусульманский мир является одной из обязанностей исламских государств. Мы должны объявить священную войну (джихад) сионистским врагам, оскверняющим не только Палестину, но и весь арабский мир, включая его святые места.

Призыв к джихаду для того, чтобы создать секулярное, демократическое государство, в котором мусульмане, христиане и евреи обладали бы равными правами, несет в себе терминологическое противоречие, поскольку цель - обращение неверных или превра-щение их в зимми. (Зимми - это люди, живущие в исламском обществе, но не принад-лежащие к исламу (евреи, христиане и иногда - язычники).

Арабские лидеры часто указывали на необходимость уважать законы джихада. Даже Сирия, проводившая политику секуляризации, вспомнила в 1971 году некоторые из этих правил.
Законы священной войны ислама (джихада) говорят, что для того, чтобы победить врага, допустимо применять осаду его лагерей и населенных пунктов. Допустимо также разрушать дома врагов и поджигать их, вырубать их деревья и поджигать их поля, чтобы принудить их к сдаче. Допустимо также перекрывать водоснабжение врага, даже если это женщины и дети.

Третья исламская конференция в верхах 1981 года, состоявшаяся в Таифе (Саудовская Аравия), особо упомянула джихад в пятой из своих шести резолюций:
Исламские государства со всей ясностью подчеркнули, что слово джихад употребляется в его мусульманском смысле, не подверженном разночтениям и различиям в интерпретации, и что для осуществления джихада будут приняты практические меры в согласии с его смыслом и при постоянных консультациях между исламскими странами.

Не каждый конфликт представляет собой джихад, но если он объявлен таковым, его участники обязаны выполнять его стратегические и тактические предписания, подчиняющиеся вечным, не подверженным изменениям законам, в особенности правилу, запрещающему сотрудничество между верным и неверным, если последний ведет себя вызывающе или не слушается предписаний.

Первая статья хартии ООП объявляет о принадлежности арабского народа Палестины к арабской нации и, таким образом, о его праве на землю, отстоящую примерно на тысячу километров от арабской метрополии. Итак, право палестинских арабов на неарабские земли (читай, Израиль) основывается на их предыдущей аннексии в результате джихада и их последующей арабизации с помощью зимми.

Палестина является родиной арабского народа Палестины; она - неотторжимая часть арабской родины, а палестинский народ - интегральная часть арабской нации.

Статья 9 этой хартии утверждает:
Вооруженная борьба - единственный путь освобождения Палестины, это - всеобъемлющая стратегия, а не просто временная тактика.
Важность вооруженной борьбы была подтверждена снова в статье 2 "Пятнадцати резолюций" Тринадцатого палестинского совещания, состоявшегося в Каире в марте 1977 года.

Захват земель силой в соответствии с законами джихада дает завоевателю право на полное владение ими. Завоеватели могут убивать местное па селение, изгонять его или превращать в данника; места поклонения могут быть разрушены, а их восстановление или возведение запрещены. Короче говоря, если война является джихадом, то завоевание с помощью силы дает завоевателю абсолютную власть над побежденными, тогда как их согласие подчиниться ограничивает победителя определенными условиями.

Точно так же, как все мусульмане разделяли коллективную ответственность за джихад, так от всех арабов требовалось коллективное участие в джихаде ради освобождения палестинских арабов:
Освобождение Палестины является с точки зрения арабов обязанностью всей нации, стремящейся отразить сионистскую и империалистическую агрессию против ее родины, и имеющей конечной целью уничтожение сионизма в Палестине. Полная ответственность за это ложится на всю арабскую нацию - как правительства, так и народы, а в авангарде борьбы выступает арабский народ Палестины. В соответствии с этой целью арабская нация должна мобилизовать все свои военные, человеческие, моральные и духовные силы для активного участия в борьбе вместе с палестинским народом в освобождении Палестины. Она должна, в соответствии с данной фазой вооруженной борьбы палестинской революции, предоставлять палестинскому народу всю необходимую ему помощь, оказывать как материальную, так и духовную поддержку, чтобы дать возможность ему и в дальнейшем играть ведущую роль в вооруженной борьбе вплоть до освобождения его родины" (Параграф 15 Устава ООП).

Эта же точка зрения подтверждается в статьях "Пятнадцати резолюций" ООП (Каир).
Законы джихада запрещают массовые убийства невинных людей, но допускают уничтожение противников и представляющих опасность. Завоеванные народы, соглашаю-щиеся подчиниться, могут жить под их протекцией в качестве зимми.

В Уставе ООП содержится и такое определение: сионисты должны быть изгнаны или убиты, но к евреям, подчинившимся арабским законам, следует относиться терпимо.
Целью джихада всегда было подавление политической независимости неверных. Затем подавлялись культурные и социальные стремления зимми.

Статья 12 Соглашения от 6 мая 1970 года, подписанная всеми организациями, входящими в ООП, провозглашала ту же политику (подтвержденную в Дамаске):
Таким образом, целью палестинской революции является ликвидация этого врага (Израиля) во всех аспектах: политическом, военном, социальном и культурном, и полное освобождение Палестины.

Все время повторяющийся призыв к джихаду подтверждает значимость этой концепции, являющейся основной причиной арабе израильского конфликта. Поскольку к Израилю следует относиться только как к религиозной общине, его право на национальные прерогативы - географическая территория, соотносимая с историей народа, юридическая система, особые культура и язык - постоянно отвергаются.

Самой логикой джихада подтверждается "арабский" характер территории Палестины. Став территорией, относимой к категории ("отобранной у неверных"), она должна оставаться в пределах дар ал-ислам. Поэтому государство Израиль должно перестать существовать.

Существование Храма на месте мечети ал-Акса - или наличие гробниц еврейских патриархов в Хевроне возмущает арабо-мусульманскую общину, поскольку, как они пола-гают, религия зимми покушается на доминацию религии ислама. В декларации ЮНЕСКО (Париж, 1976) представитель ООП утверждал, что израильское присутствие оскверняет святость мечетей, расположенных в этих местах.
Было ли это ностальгией по прошлым временам, когда зимми, ступивший на порог мечети, предавался смерти? Представитель ООП не утруждал себя этими религиозными рассуждениями, но просто сообщил, что израильское (то есть еврейское) присутствие оскверняет всю Палестину. Связь с традицией и с архетипом еврея несомненны: именно эта религиозная идея нечистоты подвигла арабов на изгнание евреев и христиан в седьмом столетии со святой земли Аравии.
До сего дня ни одной церкви или синагоге не было позволено осквернить ее. Та же религиозная точка зрения парадоксально прикладывается "к арабским территориям Палестины" идеологами "секулярного и демократического Палестинского государства".

Запреты, традиционно накладывавшиеся на собственность зимми с целью облегчения арабо-му-сульманской колонизации, подобны тем, которые были выдвинуты ООП в отношении арабской Палестины (то есть британской подмандатной территории), и, фактически, с 1948 по 1967 год ни одному еврею не было разрешено посетить Иорданию (то есть восточную Палестину, Иудею и Самарию).

Свобода передвижения и расселения евреев в Иерусалиме, Иудее, Самарии, Галилее и в целом в историческом ареале Эрец-Исраэль (Палестине) категорически отвергалась ООП как явление, находящееся в противоречии с основополагающими целями джихада. Поскольку иудаизм - в согласии со взглядами ООП - лишь религия, лишенная каких бы то ни было национальных характеристик, этот запрет является религиозной дискриминацией, уже поэтому не совместимой с секулярными, демократическими принципами, провозглашаемыми ООП.

Если несколько случаев массовых убийств евреев арабами в 20-м столетии просто свидетельствуют о сохранении старых повадок мусульман, то убийства евреев в подман-датной Палестине обнаруживают большую связь с войнами 19-го века против греков, других народов Балканского полуострова и армян. Это говорит о том, что, сталкиваясь с аналогичной ситуацией, потомки мусульман-поселенцев в Палестине вели себя точно так же, как и их предшественники.
Значит, арабский терроризм в Израиле и арабский террор против евреев и сионистов во всем мире являются не чем иным, как современной версией права без разбора убивать мятежных зимми, а отрицание права Израиля на существование напоминает войны Османской империи против греческих, балканских и армянских националисто

И еще немного.
Вот высказывания современных исламских лидеров.

Хомейни о правительственной политике, джихаде и о том, что почитается нечистым.

Исламская форма правления есть правление волей Божьей, и законы его никто не может ни заменить, ни изменить, ни оспорить.
Законодательная власть принадлежит одному лишь святому Пророку, и никто кроме него не может вводить законы; любой закон, исходящий не от него, должен быть отвергнут (с. 20).

Священная война (Джихад) означает захват немусульманских территорий. Она может быть объявлена после образования мусульманского правительства, достойного этого имени, и ведется под началом имама или по его приказу. Тогда долг каждого взрослого, физически пригодного человека - добровольно отдать все свои силы этой завоевательной войне, конечная цель которой есть владычество закона Корана по всей земле от края и до края.
Мир, однако, должен пoнять, что всемирное превосходствo ислама существенно отличается от гегемонии других завоевателей. Для этого прежде всего следует установить исламскую форму правления, основанную на власти имама, чтобы он смог предпринять такое завоевание, которое будет отличаться от иных завоевательных войн несправедливо-го и тиранического характера, не знавших высоконравственных и цивилизованных прин-ципов ислама (ее. 22,23).

Нечистота неверных

Одиннадцать вещей являются нечистыми: моча, испражнения, сперма, кровь, кости, немусульманин (мужчина, так и женщина), вино, пиво, пот верблюда, питающегося отбросами (с. 59).
Все тело немусульманина нечисто, даже его волосы, его ногти и все выделения его тела (с. 62).
Ребенок, не достигший половой зрелости, чьи родители и родители родителей немусульмане, нечист: если же у него есть мусульманский предок, тогда он чист (с. 63).
Тело, слюна, выделения из носа и пот немусульманина, мужчины или женщины, принимающего ислам, автоматически становятся чистыми. Что до их одежды, то если она соприкасалась с потом их тела до обращения, она остается нечистой.

Нет строгого запрета мусульманину работать на возглавляемом мусульманином предприятии, где работают также евреи, если только продукция этого предприятия не идет каким-либо образом на пользу Израиля. Но позорно (мусульманину) слушаться приказов начальника-еврея (с. 160).

Различные степени джихада

Джихад как уже говорилось, был провозглашен для того, чтобы отражать нападения и устранять препятствия, стоящие на пути распространения ислама в немусульманских странах (с. 61).

Завершение войны

Джихад не закончится никогда, ибо он будет длиться вплоть до Дня Воскресения. Но по отношению к группам людей война может завершиться. Она заканчивается, когда цели войны достигнуты, нападение агрессора отражено и с ним заключается соглашение, либо мирный договор, либо перемирие и т.д.; этот вопрос мы уже подробно рассмотрели в отдельной работе, написанной мною с Божьей помощью.

Джихад не ограничивается мобилизацией войск и созданием мощных вооруженных сил. Кроме регулярной армии, он принимает также различные Другие формы. Со всех земель ислама пусть соберется воедино группа людей, твердых в вере, снабженных средствами и хорошо обученных, и пусть они изводят захватчика, не давая ему покоя непрерывными нападениями, пока захваченная им земля, которую он надеялся видеть текущей молоком и медом, не превратится для него в место вечной муки.

Враги наши творят бесчинство на одной из мусульманских земель - давайте же и мы (в отмщение) сотрем их колонии с лица земли. Не будем отчаиваться, Господь нам поможет. Нет иного пути вернуть утраченную землю, кроме как жертвуя жизнью в борьбе. Принесем же эту жертву. Вот программа действий для всех неутомимых в борьбе, и пусть на поле чести мусульмане соревнуются друг с другом. "О, вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы". (Коран, 47:7)
Шейх Мухаммад Абу Зара, египетский член Академии исламских исследований.

У кого из Вас, дорогие мои читатели, после всего, что Вы здесь прочитали, остались сомнения в отношении того, кто является агрессором на Ближнем Востоке?

С уважением к Вашему мнению,
Юрий Берг.