«Тотемизм: традиции и современность. Что это такое тотемизм и его виды Тотемизм сообщение

Сравнительно-историческое исследование религиозных традиций мира позволяет предположить, что отличительной чертой религии первобытного общества является вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов и т.д. Эта вера получила название «анимизм».

Проблема периодизации анимизма. Э. Тайлор полагал, что именно анимизм является самой ранней формой религии, к которой генетически восходят все остальные ее виды. Однако в настоящее время стадиальная теория, которой придерживались эволюционисты, не имеет сторонников среди ученых. Данные нолевых исследований доказывают, что сформированные антропологами XIX в. представления об анимизме, фетишизме, тотемизме как о последовательно сменяющих друг друга ступенях эволюции религии, свойственной всем культурам и народам, - не более чем кабинетная абстракция. Поэтому анимизм, фетишизм и тотемизм следует рассматривать не как стадии развития религии, но свойства религиозного мировосприятия первобытного мира, которые необязательно последовательно сменяют друг друга (по принципу «высшая форма замещает низшую») - они могут проявляться одновременно. Также следует учитывать, что перечисленные формы религии, строго говоря, не тождественны самим религиям, они выступают скорее как некие рамочные понятия, которые получают уникальное и неповторимое наполнение непосредственными религиозными представлениями и том или ином историческом и этническом контекстах.

Э. Кассирер в «Философии символических форм» (1923) высказал предположение о двух типах анимистических представлений: ранний анимизм характеризуется пониманием души как чуждой человеку, внешней демонической силы, тогда как в позднем анимизме формируются представления о «духах-покровителях», т.е. душах умерших предков, которые защищают живых и в силу этого связаны с ними намного более тесно и «интимно», нежели духи природных сил и явлений. Проверить это предположение, однако, не представляется возможным.

Этнографами и религиоведами высказывались предположения, что развитому анимизму предшествовал аниматизм - вера в некую безличную духовную силу, наполняющую природу и делающую ее одушевленной. Для аниматизма свойственно представление о том, что смена времен года, вегетативные и репродуктивные процессы в природе обеспечиваются этой невидимой духовной силой. Однако, говоря об аниматизме как о форме религиозного мировосприятия, предшествовавшей развитому анимизму, следует учитывать сказанное выше о стадиальной теории.

Предметы поклонения. Духи. Предметом поклонения в анимизме выступают как персонифицированные образы природных и космических явлений и объектов, так и души умерших предков, почитаемые в качестве покровителей живых. Вера в способность души действовать вне связи с ее материальной оболочкой порождает веру в духов - особые нематериальные сущности, обладающие способностью воздействовать на материальный мир, помогать человеку или приносить ему вред. Для ритуального почитания духов местностей создавались святилища - особые культовые места жертвоприношений и магических ритуалов, непосредственно связанные с обеспечением благосклонности наиболее могущественных духов, в святилищах совершались умилостивительные и прогностические обряды.

Множество природных объектов, явлений и процессов, непосредственно влиявших на жизнь первобытного человека, проецировалось в духовный мир. Это была вера во множество духов, средой обитания которых явля

лось все окружавшее человека пространство: воздух, земля, вода, огонь, леса, горы и скалы - все представлялось населенным духовными сущностями.

В рамках анимистического мировосприятия формируются первые представления об иерархии духовного мира, которую по предположению Г. Г. Стратановича (см. его «Народные верования Индокитая») составляют:

  • 1) духи личностные и коллективные, духи и божества культа предков (добрые и злые), прародительницы, преподательницы и нренодатели производственных и социальных устоев;
  • 2) духи местности, духи - хозяева животных и прочих живых существ, персонифицированные элементы и силы природы;
  • 3) верховные духи, космологические представления и персонифицированные обладатели миров.

Для анимизма свойственны представления о том, что у всех групп первобытного социума - родов, семей, деревень, племен и племенных союзов - имеются свои духи-нокровители, которые отличаются различной степенью могущества.

Несмотря на то, что анимизм представляет собой религиозное мировоззрение, характеризующееся наличием представлений о духах, их иерархии, ритуалов и святилищ, не следует преувеличивать глубину и проработанность анимистических религиозных представлений.

Вероятно, уже в анимизме формируется институт жречества, представители которого выполняли различные обязанности, связанные с культом. В связи с этим приведем основные функции священнослужителей:

  • общинные руководители выполнения обрядов;
  • знатоки традиций;
  • общинные гадатели, умилостивители стихий и различные лекари;
  • колдуны и шаманы;
  • священнослужители развитых религий;
  • «чужие» служители культа (было зачастую принято считать, что соседние колдуны сильнее своих, поэтому к ним обращались тогда, когда требовались особые знания и умения).

Пример стья, унижение, бедность, неудача, поражение; умственное и эмоциональное расстройство; крайности поведения; ожесточение, непрощение; навязчивые привычки; зависть, лживость личности и поведения; депрессия, чувства вины, недостоинства, отвержения, тяжести, самоосуждение; слышание голосов; иррациональное поведение; бессонница, ночные кошмары; сильные признаки оставленности, недоверие, отвержение, одиночество, недостойность, никто не любит; аборт, блуд, прелюбодеяние, секс с животными... любовь запрещенного секса, проституция, сексуальное насилие, садомазохизм, сексуальные фантазии... высокомерие, хвастовство, самонадеянность, надменность, гордость, сварливость, самоправедность, неприкосновенность; сильные признаки непокорности, бунтовства, упрямства, неповиновения; чрезмерный гнев, ярость, горечь или тяжелые чувства против и т.д.

Будучи первобытным по уровню мировосприятия, этот текст свидетельствует о живучести анимистических представлений.

Фетишизм. Другим свойством религиозного мировосприятия первобытного человека является фетишизм - наделение отдельных (особых) материальных предметов экстраординарной способностью оказывать плодотворное влияние на жизнь человека, особым могуществом, обеспечивающим защиту от различных вредоносных воздействий и обеспечивающим благополучие отдельного человека или целой социальной общности. В качестве почитаемого фетиша могли выступать камни, изображения животных и птиц, фрагменты священных деревьев, костные останки людей и животных - в принципе им мог стать любой редкий, необычный, чем- либо выделяющийся материальный предмет.

Поскольку фетиш почитался как предмет, способный воздействовать на мир духов, он наделялся духовной силой, «душой», неотделимой от него. Поэтому провести границу между фетишистским и анимистическим мировосприятием оказывается сложно - одно не исключает другого.

Фетиши отличаются могуществом и ареалом действия. В связи с этим складывалось почитание индивидуальных фетишей (обеспечивающих благополучие отдельных людей, семей), которые часто передавались но наследству и распространяли свое благотворное влияние только на отдельных людей или семьи, и коллективные, могущество которых обеспечивало благополучие всего племени или деревни.

Поскольку от фетиша во многом зависело благополучие отдельного человека и первобытной социальной общности (семья, деревня, племя), он стал предметом религиозного почитания. Непочтительное отношение к фетишу способно вызвать гнев последнего. Однако и человек в определенных случаях может выразить свое негативное отношение к фетишу.

Известны случаи «наказания» африканцами фетишей, если последние не оправдывают доверие. В этом случае фетиши «избиваются», в них вбивают гвозди, наносят удары острыми предметами и камнями. Впрочем, вбивание гвоздей в деревянный фетиш необязательно носит характер наказания - иногда это делается для того, чтобы последний лучше запомнил обращенную к нему просьбу. Возможно, эти практики являются общими

для фетишизма как такового. Известная в большинстве религиозных традиций мира вера в амулеты и талисманы генетически восходит к первобытному фетишизму.

Тотемизм. Тотемизм, или вера в наличие особых, выходящих за пределы обыденности, отношений между отдельной первобытной общностью кровных родственников и каким-либо растением, животным или явлением природы, тоже является одной из черт первобытной религиозности. С. А. Токарев 1 обращает внимание, что предмет тотемизма носит вполне рациональный, естественный характер - это вполне реальные животные и растения, а не вымышленные монстры, чудовища, фантастические существа. Если предмет тотемизма существует в реальности, то отношения между ним и общностью людей носят характер верования - элемент верований состоит здесь лишь в отношениях, «якобы существующих между данным животным или растительным видом и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом» .

Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка.

По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется:

  • в запрете убивать тотемное животное;
  • запрете употреблять тотем в пищу;
  • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка;
  • вере в возможность магического воздействия на тотем.

Вероятно, в раннем тотемизме эти отношения носили характер «тотем -

покровитель, человек - покровительствуемый», а позднее сформировались представления об отношениях кровнородственных. Теперь тотем воспринимался как могущественный предок, обеспечивавший сверхъестественным образом благополучие своих потомков.

Генетически тотемизм восходит к первобытному способу обеспечения потребностей, когда охота и собирательство удовлетворяли потребности человека в пище и одежде. Это естественным образом способствовало почитанию растений и животных, поскольку от них зависело существование человека, а анимистические представления способствовали вере в то, что неумилостивленная душа убитого животного способна мстить охотникам. Почитание предмета охоты, таким образом, вовсе не исключала возможности самой охоты. Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что изначально тотемное животное или растение могло употребляться в пищу. Возникновение подобных запретов связано с развитием представлений о кровнородственных отношениях между тотемным предком и его человеческими потомками.

По мнению С. А. Токарева, «представление о тотемических предках есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности ее происхождения и преемственности ее традиций. “Тотемические предки” - религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они - сверхъестественные учредители тотемических обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими. Мифы о странствованиях и приключениях “тотемических предков” составляют как бы либретто священных драматических церемоний».

Альфред Рэдклифф-Браун 1 полагает, что термин «тотемизм» представляет собой достаточно условное название для ряда различных институтов, «имеющих нечто общее», а именно деление общества на устойчивые группы и наличие представлений об особой связи между каждой из этих групп:

  • с одним или более видом животных или растений;
  • рукотворным предметом;
  • частью тела животного.

Исследователь выделяет несколько типов тотемизма:

  • гендерный (группы мужчин и женщин, образующих один коллектив, обладают различными тотемами);
  • клановый;
  • индивидуальный.

Заслуга новейших исследователей мифологии, особенно Малиновского, состоит как раз в том, что они сумели понять связь мифологии с религиозно-магическими обрядами и обычаями и указали, что миф есть своего рода оправдание ритуальной практики общины.

Так, Г. Г. Стратанович, обобщая результаты исследований народных верований Индокитая, воспроизводит следующую схему эволюции тотемных представлений.

  • 1. Человеческий коллектив слит с природой, выделение из природы и других коллективов отсутствует.
  • 2. Вычленяясь из числа других коллективов в природе, человеческий коллектив сохраняет связь с несколькими братско-сестринскими коллективами.
  • 3. Глава коллектива - женщина, у одного-двух коллективов свои тотемные пары.
  • 4. Один коллектив, глава - мужчина.
  • 5. Человеческий коллектив связан с тотемным, стоящим как бы над природой.
  • 6. Тогем-предок стоит как бы над природой .

Шаманизм. Шаманизм - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в то, что шаман - харизматический посредник между миром людей и миром духов, обладает способностью общения с духами и воздействия на них. Шаманисты полагают, что благодаря особому харизматическому статусу шаман способен поддерживать благополучие отдельных людей и их объединений (семья, род, деревня, племя и т.д.), обеспечивать результативность охоты, излечивать больных, улучшать загробную участь умерших и т.д. Термин «шаман» достаточно многозначен: он используется для обозначения совершителей экстатических обрядов (шаманское камлание) в контексте шаманизма, кроме того - для особой категории жречества, которая может существовать в условиях мифологической религии, не являющейся шаманизмом, а также для обозначения совершителей близкородственных ритуалов, существующих в дискурсах народной веры, соотносящейся с теологическими религиями (например, тибетский буддизм). Шаманизм является сложным феноменом первобытной религиозной культуры, в котором происходит тесное взаимодействие элементов религиозного, социального, этического дискурсов. По мнению В. Г. Богораза1, именно анимизм является «философией и теологией» шаманизма, а сам шаманизм исследователь понимает как «первичную форму», объединяющую первобытную науку, медицину (включая хирургию), музыку, поэзию и религиозный культ .

Основные признаки шаманизма:

  • восходящая к анимизму вера в то, что окружающее человека пространство населено невидимыми персонифицированными существами: добрыми и злыми духами, от действий которых зависит благосостояние и жизнь человека;
  • вера в возможность непосредственной коммуникации человека и духов;
  • представления о том, что подобная коммуникация доступна не всем, но отдельным харизматическим личностям (шаманам), обладающим особым сакральным статусом;
  • представления о многоуровневом устройстве мира, наличии так называемой «мировой оси», которая позволяет шаману осуществлять мистические (и (или) магические) путешествия по мирам;
  • наличие особых ритуалов, благодаря которым шаман достигает состояния измененного сознания, которое также известно как «шаманский транс»;
  • вера в то, что болезни и другие неприятности, настигающие человека, обусловлены непосредственным воздействием на человека вредоносных духов, при этом шаман способен это воздействие нейтрализовать в степени, зависящей от его личного могущества.

В шаманизме широко распространены ритуалы, в большинстве случаев взаимодействие шамана с духовным миром предполагает ритуальную форму - шаманское камлание. Как правило, оно включает в себя сложные приемы психотехники, которые могут включать в себя песнопения, использование ударных инструментов, задающих ритм (бубен, барабан), харизматическую пляску, кружение на месте и другие действия для достижения шаманского транса.

Один из исследователей шаманизма М. Элиаде пришел к выводу, что в основе шаманизма всегда находится «индивидуальный и экстатический» опыт. То, что для членов первобытного коллектива выступает как предмет некоего умозрения, мифологической веры, для шамана предстает в виде «мистического маршрута», по которому ему предстоит совершить экстатическое путешествие. Иными словами, шаман мистически конкретизирует и актуализирует в своем персональном опыте то, что изначально представлено в виде некоего абстрагированного (по крайне мере, персонально не актуализированного) знания. Шаман делает то, о чем другие - его соплеменники - могут только думать и говорить.

Харизматический характер шаманизма позволил Е. А. Торчинову рассматривать его именно как «технику экстаза» .

До настоящего времени шаманские практики и ритуалы сохраняют популярность среди многочисленных коренных народов Сибири, Бурятии, Хакасии, Чукотки и др.

Тотемизм

Другой формой культа, встречавшейся у первобытных народов, были тотемистические обряды. В основе их лежали представления о происхождении членов данной общественной группы от одного общего предка-тотема. Группы людей называли себя людьми Эму, людьми Медведя и т. д. С этим представлением о таких родственных отношениях было связано убеждение в том, что предок данной группы людей специально заботится о ней. Охота или поиски пищи были для людей главным дедом, от этого зависело их существование. Обычно тотемом было животное или растение, наиболее часто встречающееся в данной местности. Тотем нечто вполне реальное. Он связан с процессом основной производственной деятельности, которая на одном из ранних этапов развития человечества складывалась из охоты на крупного зверя, собирания съедобных растений и зерен, а также жуков или гусениц.

Тотемистические обряды, как правило, включали в себя раздел и потребление мяса животного-тотема.

Эльдерман вслед за Спенсером описывает, например, такой тотемистический обряд: «Итак, часть обряда тотема Кенгуру из племени ундиаров заключается в том, что молодые люди идут охотиться на кенгуру и затем приносят добычу старым мужчинам, остававшимся в лагере. Там старейшие мужчины тотема во главе с вождем съедают немного мяса кенгуру. Потом тела всех участников обряда натираются жиром кенгуру, после чего мясо делят между всеми собравшимися. После этого начинаются другие обряды. Они продолжаются всю ночь, а утром повторяется описанный выше вчерашний обряд. Ночь опять проходит в пении песен. После отправления этих обрядов люди из тотема Кенгуру едят мясо кенгуру очень воздержанно, а существуют некоторые части, например хвост, почитающийся за особое лакомство, до которых людям из этого тотема, особенно женщинам, и дотрагиваться не положено»

Тотемистические обряды касаются не только съедания мяса тотема, уже наделенного некоторыми признаками божества. Они связаны с общественным устройством данной социальной группы, ее внутренним разделением, основанным на трудовой роли. К самым важным обрядам относится посвящение подрастающей молодежи, введение молодых в число взрослых членов рода. В процессе обряда присваиваются новые имена, причем молодой человек вместе с именем получает и «духа».

У тотемизма много признаков религиозной системы (культ тотема, обряды, легенды, связанные с историей тотема, рассказываемые или напеваемые стариками во время обряда), хотя он, разумеется, очень существенно отличается от религии в современном понимании этого слова. В тотемистические обряды вплетаются и магические действия, заключающиеся в изготовлении исполинских изображений тотема, которые, как считается, благодаря своей форме и размерам обладают огромной волшебной силой. «После окончания празднества исполинская фигура разрывается на мельчайшие кусочки. Люди верят, что из этих лоскутков возникнут новые кенгуру». Это интересный пример тесной связи магических обрядов с производственной деятельностью, с бытовыми проблемами людей, выполняющих эти обряды. Порванное на лоскутки изображение кенгуру должно чудесным образом размножить животных, добыть повое мясо «своим» людям.

В культовых обрядах тотемизма четко выступают также анимистические представления и верования, особенно в танцах и рассказах, касающихся необыкновенных подвигов предков-тотемов..

Много тотемистических обрядов перешло постепенно в политеистические религии, опирающиеся на развитый культ сил природы, а затем эти обряды были переняты современными религиями.

Прежде всего следует назвать символическое съедение тела бога (аналогичное съедению тела тотема), используемое также в некоторых греческих культах (съедение тела божия в виде хлеба).

Об устойчивости тотемистических представлений даже у людей, являющихся приверженцами иной, более высокоорганизованной религии, свидетельствует наблюдение норвежского исследователя Тура Хейердала. Хейердал исследовал происхождение огромных каменных фигур на о. Пасхи. Там он встретился с разнообразными религиозными представлениями местных жителей.

Следует подчеркнуть, - писал он, - что население острова официально считается христианским и каждое воскресенье толпами идет в церковь. Но в то же время, однако… даже супруга священника по имени Эрория глубоко убеждена, что происходит от… кита. Когда священник пытался убедить ее во вздорности подобных взглядов, она всегда ему отвечала, что хотя он и священник, но, однако, всего знать не может, а она слышала об этом от своего отца, который узнал это от своего отца, а этот последний должен был все знать наилучшим образом, ибо именно он-то и был китом.

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

1. Формы поведения и ориентации архаического сознания – анимизм, фетишизм, тотемизм, магия Подобная трактовка архаической ступени сознания способна послужить методологическим ключом к осмыслению истоков, содержания и роли ранних верований и обрядов в первобытном

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Тотемизм Один из древнейших пластов в системе древнекитайских верований – тотемизм5. Согласно определению советского этнографа Д. Е. Хайтуна, «тотемизм является религией возникающего рода и выражается в вере в происхождение рода от предков, представленных в виде

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Тотемизм Другой формой культа, встречавшейся у первобытных народов, были тотемистические обряды. В основе их лежали представления о происхождении членов данной общественной группы от одного общего предка-тотема. Группы людей называли себя людьми Эму, людьми Медведя и

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.1.3. Тотемизм В предыдущей главе мы пришли к выводу, что физический (антропологический) тип, физиология (прежде всего мозг), нервная, эндокринная и прочие системы биологической и психологической сферы «Homo Sapiens» сильно отличаются от тех, что были свойственны его

Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.

Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.

Тотемизм - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.

Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Анимизм.

Постепенно развивалась новая форма религии – культ природы. Суеверный страх человека перед грозной и могучей природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова − «анимус» − дух). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин "анимизм" покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и что самое главное – по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения, но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

Магические верования, или магия – вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д"Одюбер. Древние верили, что околдованное животное само позволит убить себя.

«Тотемизм: традиции и современность»

Череповец

учебный год

Введение

2. Особенности развития тотемизма в разных странах

3. Тотемизм в искусстве

4. Тотемизм в современном мире

Литература

Введение

Тотемизм – одна из форм мировоззрения, существовавшая в человеческом обществе задолго до того, как были сформированы единые религии и установлены научные закономерности, касающиеся многих областей жизни человека. Даже на сегодняшний день существует множество различных теорий о генезисе, развитии, месте тотемизма в жизни человека в первобытном строе и в древнее время.

Так или иначе, тотемизм оставил свой след в искусстве тех эпох, в которых имел активное развитие, и сохранился в наши дни.

Цель написания данной работы – определить формы существования тотемизма в наши дни, его место в современном обществе и отличия от его изначального состояния.

1. Понятие и основные свойства тотемизма

Тотеми́зм - некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.

Тотем – это класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, а иногда и индивид оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют.

Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.

Виды тотемов :

А) метероологические – дождь, гром, молния, град и тп;

Б) стихийные – земля, вода, огонь, воздух;

В) зоологические – животные и птицы, крайне редко – части их тел

Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников.

Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. Изначально все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являются животные.

2. Особенности развития тотемизма в различных странах

А) Африка

В Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д. Пережитки этого рода встречаем даже в современной Европе.

Б) Северная Америка

Для снискания полной благосклонности своего тотема, тотемисты стараются приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода буйвол завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.

В) Австралия

Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?" В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умерший родственник.

3. Тотемизм в искусстве

Естественно, как и всякий тип мировоззрения, тотемизм был отображён в ряде произведений искусства разных периодов развития человеческой культуры.

Первые следы тотемизма - пиктография , зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племён. Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы, в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного.

Следующий след тотемизма – наскальные росписи , служившие украшением жилища и учувствовавшие в различных обрядах. Функциями таких изображений:

А) охранная, защита семьи и имущества

Б) изображение как дань уважения тотему

В) изображение для проведения с ним обрядов, которые должны были принести удачу на охоте, в земледелии и тд.

Так же часто встречаются тотемные обереги для ношения с собой и непосредственно на теле, статичные дольмены, устанавливавшиеся на «местах силы» для поклонения и проведения обрядов, в украшении одежды и интерьера.

4. Тотемизм в современном мире

Развитие тотемизма в наши дни идёт по двум ветвям:

А) традиционный тотемизм – в племенах Австралии, Северной и Южной Америки , в некоторых регионах Африки, в Индии

Б) так называемый неототемизм

Это течение, берущее за свою основу принципы исторического тотемизма, но освещающее их совсем по иному. Современный тотемизм соглашается с наукой в теориях происхождения человечества, и обращение к тому или иному тотему выражается в предписанию тому или иному человеку качеств явления или животного. Часто тотем избирается человеком самостоятельно и используется для самоопределения, самовыражения, идентификации в социуме.

Особенное развитие это течение получило при расширении сети Интернет.

Проявления современного тотемизма:

А) В прозвищах, никнэймах, «вторых именах», используемых в той или иной среде общения;

Б) украшениях для ношения на теле, украшениях одежды, нательных оберегах;

В) сбор или изготовление вещей, связанных с тотемом – фотография, живопись, различные ремёсла;

Г) украшение тела, соотвествующее тотему

Наиболее редкое и яркое проявление. Самый известный случай такого вида тотемизма - американец Деннис Авнер, который много лет пытается превратиться в тигра. Авнер нанес себе татуировки в виде тигровых полос по всему телу, начиная с лица, и кончая пальцами ног. Его передние зубы остро заточены, и нарощены клыки. Чтобы довершить свой образ, Авнер заострил себе уши и отрастил длинные ногти. Кроме того, выше верхней губы ему вживили металлический стержень с отверстиями, в которые он каждое утро вставляет длинные пластиковые усы, придающие ему еще большее сходство с семейством кошачьих. Деннис Авнер теперь всемирно известен как "Человек - Кот".

Кроме него известны случаи нанесения на тело имитации коровьей, леопардовой шкуры и других, менее масштабных знаков.

В качестве наиболее известного современного тотема можно привести очень распространённый женский тотем – кошку. Он встречается во всех описанных мной проявлениях, признаётся подавляющей частью женского населения.

Также известны тотемы волка, тигра, лисицы. Также в качестве тотемов используют символы знаков зодиака и знаков восточного гороскопа.

В ходе написания данной работы мы пришли к следующим выводам:

А) тотемизм сохранился в человеческом обществе, превратившись из типа мировоззрения, религиозной и обрядовой системы в способ самоопределения, самовыражения и самоидентификации, формирующим личность элементом современной философской и художественной культуры;

Б) в первозданном виде тотемизм сохранился только в изолированных племенах Австралии, Африки и Южной Америки;

В) в современном обществе преобладает зоологический тотемизм, тотем стихии и природных явлений почти прекратил своё существование;

Г) форма существования тотемизма перешла от системы суждений о происхождении того или иного рода, об его покровителях и спутниках в систему индивидуальных прототипов, регулирующихся лишь личными предпочтениями того человека, который выбирает для себя тотем – прообраз.

Литература

1. Арнольд ван Геннеп «Современное состояние тотемической проблемы». – электронная версия

3. Семёнов, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. С. 74-78.

Тотемизм – самая яркая форма древнейшей культуры. Слово «тотем» принадлежит языку одного североамериканского племени. Обозначает оно животное или растение, которое является духовным покровителем человека или племени. Позднее тотемным животным и растениям приписывалась роль прародителя определенного племени или группы людей, объединенных по какому-то признаку. Тотем (тотемизм) был связующим звеном между природой и человеком. Африканцы имеют пословицы, прекрасно выражающие смысл тотема - "Позади каждого человека - тотем" и «Животное и человек - близнецы».

Тотем для каждого члена племени символизировал его предка, который сейчас является его покровителем перед могущественными силами природы. Тотем оберегает людей, объединенных им, от голода, болезней, несчастий. Он дарует удачу и пищу. Изначально люди тотемами принимали реальных животных и растения, с которыми они сталкивались в своей жизни. Со временем тотем становился все менее и менее реалистичным, принимая причудливые формы, а иногда и становясь символом или даже звуком. У древнейшим племен каждый род имел свой тотем, чего требовал тотемизм. С развитием культуры развивался и тотем. Встречаются народы, где разные тотемы у мужчин и женщин, или у каждого человека - свой.

Виды тотемов часто зависят от физико-географического характера местности. Самый наглядный пример – у австралийских племен тотемом являются кенгуру, страусы эму, опоссумы, дикая собака, ящерицы, вороны, летучие мыши, то есть те животные, которые встречаются человеку чаще. В то же время у племен, живущих в пустынях этого континента, тотемами могут служить довольно редкие виды животных, насекомых и растений, которые племена на более благодатных землях в качестве тотемов не используют.

Но нигде тотем и тотемизм не является божеством. Он не наделяется необыкновенными качествами и возможностями, свойственными богам. Это, скорее, более могущественные родственники, к которым обращаются за советом и защитой. Поэтому аборигены Юга и Юго-востока Австралии, обращаясь к тотему, называют его старшим братом или даже отцом. Родство с тотемным животным предполагает запрет на охоту и употребление в пищу мяса этого животного. Но это мясо можно и нужно использовать при проведении обрядов для улучшения связи с тотемом и усиления магической силы проводимых обрядов.

Со временем, с развитием цивилизации большинство народов потеряло тотемическое представление о мире. Но некоторые тотемы живут и действуют до сих пор. В частности, народом, верящим в тотем, являются аборигены Австралии. Именно на этом континенте тотемизм принял свою классическую форму. Австралийские племена проводят обряды, в которых ключевую роль играют священные предметы, называемые чурингами. Они представляют собой пластины из дерева или камня. На этих пластинах нанесено изображение животных, которые являются тотемами для этого племени. В пластинах, по верованию аборигенов (тотемизм), содержится магическая сила их предка-тотемного животного. В них хранятся все души умерших предков и новорожденных. Под влиянием этой силы плодятся животные. Аборигены искренне верят в могущество своих пластин Известны случаи, когда после разрешения пластины, человек серьезно заболевал, иногда вплоть до смертельного исхода..

В период колонизации Австралии коренные жители были изгнаны из своих исконных территорий. А на их землях до сих пор стоят тотемические святилища. Аборигены сегодня стремятся вернуться к ним, возродить древние обряди и восстановить свой уклад жизни на собственных землях. Аборигены утверждают, что "Наша племенная земля - наша мать. В ней наши сновидения, наши тотемы".

Широко был распространен тотемизм в Индии. По сегодняшний день племена, живущие в малодоступных местах далеко в горах и лесах, куда не дошел индуизм, делятся на роды, которые носят названия животных, обитающих в тех районах. Культура этих племен богата мифами, сюжеты которых построены на происхождении людей от того или иного животного, на необыкновенных превращениях человека в растение или зверя, даже о браках между человеком и животным.

Тотемизм Индии вырос до культов священных животных, которыми стали коровы, обезьяны, крокодилы. Таким образом тотемы вошли в официальный индуизм. Вокруг верховных богов, возглавляющих пантеон, находятся священные животные. Шиву сопровождает бык, Ганеши, который может превратиться в слона – крыса, рядом с Вишну – птица. Не иначе, как в свое время эти животные были тотемами определенных групп племен.

И однозначно, что боги и герои Центральной и Южной Америки писались с тотемов местных племен. Например, Уицилопочтли - "колибри-левша" – главный бог ацтеков, Кетсалькоатлю, представляемому в виде "змея, покрытого зелёными перьями", индейцы преклоняются как создателю мира, творцу человека и властвующему над природными стихиями.

Тотемы даже повлияли на культуру Эллады. Ведь кентавры – не что иное, как трансформированный тотем. А истоком всех сюжетов древнегреческих мифов, где люди и боги превращаются в животных или растения, однозначно является вера в тотемы.

Благоговейное отношения к тотемам передалось и животным, которые их породили. И это относится, как к диким, так и домашним. Например, африканцы с максимальным почтениям относятся к змеям, в том числе и к ядовитым. Они считают, что змеи обладают огромной магической силой. Поэтому змеи для местных жителей священны и неприкосновенны.

Но этого мало. Священных змей подкармливают и следят за их комфортом. Часто у порога или даже внутри дома ставят посудину со свежим молоком, чтобы полакомить змей. На недоуменный вопрос «не опасно ли это?» был получен ответ «Змеи убивают только злых людей, поэтому их убивать нельзя. А если змеям хорошо – значит, и мы живем счастливо…»

Тотемы дали названия многим родам, некоторые из них сохранились и поныне. Это племена йоруба, в названиях которых оставили следы слон, обезьяна, змея, баран. У мадинго, живущих в Западной Африке, некоторые народы называются в честь питона, крокодила, черепахи, пчелы. Род бушменов называется издавна как кузнечик-богомол. В мифах, созданных на основе тотемизма, много героев полулюдей-полудеревьев, или полуживотных. В религию многих народов вошли запреты на убийство и употребление в пищу и обиходе животных, давших тотем. Эти животные почитаются (например, львы, леопарды, крокодилы). Африканцы были уверены, что эти животные имеют свою осмысленную жизнь, помнят своих предков и имеют духов-покровителей, как того требует тотемизм .

Черты тотемизма обнаруживаются в сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в ритуальных играх и обрядах.

Наскальная живопись, культура, религия вобрала в себя много из тотемизма. До нас дошли изображения людей с головами реальных или фантастических животных, описания обрядов и игр с использованием священных животных.