Художественная культура мусульманского востока логика абстрактной красоты. Презентация - Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2 части) Музыкальные инструменты мусульманского востока презентация

Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень. Он милосерд; Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету. И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.


Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи. С этого года начинаются мусульманские летописи.


Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.


Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.


Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.


Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.


Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым. Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины. Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.






Мечеть Омара была построена в гг, в период правления халифов из рода Омейя. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.


Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.



«Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты».

Найти картину Н.К. Рерих «Магомет на горе Хира».

Эпиграф: стихи А.С. Пушкина 5ч. «Подражание Корану».

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

Экспозиция: Показать видеоряд восточной архитектуры (мечети) под муз.

1.Вопрос: что эти сооружения объединяет? (Восточный стиль. Архитектура ислама. Мечети)

Задание: Записать сходные черты (характерные архитектурные элементы).

Заслушать ответы.

Проверяем свои ответы в тетрадях с правильным эталоном

ОТВЕТ: Общность замысла : единение с вечностью, равновесие с природой, чувство покоя;

    Пустое пространство в интерьере– символ присутствия духовного начала, т.е. божественные пустоты»;

    Сочетание декоративности и ритма.

    Строгие геометрические формы;

    Огромные размеры здания

    Очень широкие купола.

    Абстрактные декоративные украшения: инкрустация, цветные изразцы, росписи, резьба;

    Открытый двор квадратный;

    Пояс из арочных галерей

    Наличие минаретов

    Ориентированность одной из сторон на Мекку.

Завязка:

Вопрос: Что это за религия Ислам? Кого называем мусульманином?

Ответ: справка о возникновении ислама.

Демонстрируется видео: картина Н.К. Рериха «Магомет на горе Хира», зачитываются стихи Пушкина, взятые в эпиграф о Коране.

При всей схожести храмы имеют свои особенности.

Народы, повлиявшие на развитие исламской средневековой художественной культуры.

1.«Золотой век культуры» правления Аббасидов – расцвет Багдада (основан в 762 г.).

Какие учреждения строили халифы заботясь о развитии образования? (медресе, библиотеки). В середине 9 в. открыт «Дом мудрости» - в нём учёные переводили на араб. Яз. Сочинения классической мировой лит-ры.

1) Музыка как одна из форм научного познания (исламская философ. Традиция)

Учёный теоретик Аль-Фараби - «Большой трактат о музыке» (разработаны проблемы акустики, инструментоведения. Эстетики и философии музык. Ис-ва).

2) исполнительское маст-во: импровизация вокальная и инструментальная.

Задание: озвучить высказывание о требовании к вокальной технике певца (стр. 85; учебник МХК Л.А. Рапацкая)

3) Инструменты – барабаны, бубны, литавры, уд – древнее европейской лютни, смычковый ребаб.

4) Культура макамата характерна для исламского мира с глубокой древности (макама – канонические правила ладовых и ритмических композиций, характерных для арабской музыки) и породила национальные ответвления. Такую музыку называют «симфонией исламских народов»

10 в. – образование халифата с центром в Кордове.

Народы иранской группы (в 7- 8 вв. сложился единый литературный язык – фарси). Общность традиций в искусстве Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – возвышенная, цветистая подобно орнаментам иранская (персидская) классическая поэзия.

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар жил в конце 9-10 вв.) – родоначальник поэзии, певец-импровизатор из Бухары.

(Прочесть строки из стихов. Может быть есть песни совр. Певцов на его стихи, рассказать о его судьбе, показать портрет поэта, воссозданный скульптором –историком М.М. Герасимовым).

Фирдоуси Абуль-касим (жил в кон. 10-11 вв.), его поэма «Шахнаме» (3 части: мифологическая, богатырская о подвигах Рустама, историческая о 28 царях правителях династии Сасанидов. (Мечтал построить плотину за вырученное у эмира вознаграждение. Горькая судьба).

Омар Хайям (11-12 вв.) – учёный, астроном, математик, создатель точного календаря. Самобытный поэт-вольнодумец. Форма стихов – рубаи (мораль в афористичном, лаконичном, ясном изложении).

Саади (13 в. покинул родной Шираз из-за орд Чингизхана), его сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» (Цветущий сад»)

Хафиз Шамседдин (14 в. , земляк Саади из Шираза), прославился газелями – небольшими стихотворениями о любви.

Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф жил на рубеже 12-13 вв.) – поэма «Лейли и Меджнун» (восточные Ромео и Джульетта) вершина классической персидской поэзии о любви. (уч. стр.90).

Самарканд – в конце 14 в. столица державы Тимура в средней Азии куда вошёл Иран. Период расцвета ХК исламской традиции в 14-15 вв.

Самаркандские грандиозные памятники зодчества – шедевры средневекового ис-ва: 1) соборная мечеть (развалины)- восьмигранные минареты поддерживают огромную арку, увенчанную сияющим бирюзой куполом.

2) комплекс усыпальниц знати Шах-и-Зинда.

3) мавзолей Гур-Эмир, нач. 15 в. (усыпальница Тимура)- описание на стр.91.

4) Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Декоративно-прикладное ис-во:

Техника орнамента (узорчатая вязь – арабески: сочетание растительных узоров с геометрическими фигурами и буквенными мотивами).

Каллиграфическая вязь изречений из Корана как украшение.

Иранские ковры (по тематике – садовые, охотничьи, звериные, вазовые).

Книжная миниатюра созвучна восточной поэзии: возвышенна, философски насыщена, цветиста. В ней не действуют религиозные запреты, т.к. это светское искусство. Сочетается мастерство каллиграфии и профессиональной живописи.

Мечеть аль-Кадимия, Багдад

В 762 г. халиф аль-Мансур из династии Аббасидов начал строительство новой столицы на западном берегу реки. Три концентрические стены окружили новый город; в центральной части располагались мечеть и дворец халифа, за ними шли военные гарнизоны, а во внешней находились жилые кварталы. В стене с каждой стороны света были проделаны ворота, через которые осуществлялась связь с городом. Расцвет Багдада пришелся на период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и весь IX в., когда город стал религиозным, экономическим, интеллектуальным и культурным центром государства.

Современный Багдад, расположенный на обоих берегах Тигра, - город бесчисленных мечетей. Мечеть аль-Кадимия в северо-западной части города является одним из главных шиитских храмов; ежедневно в нем для молитвы собираются тысячи паломников.

Строительство мечети завершилось в 1515 г. В ней находятся могилы Мусы ибн Джафара аль-Казима и его внука Мухаммеда аль-Джавада ат-Таки, седьмого и девятого имамов. Аль-Кадимия считается третьей по святости шиитской мечетью после мечетей в Кербеле и Эн-Наджафе.

Сейчас политическая ситуация в Багдаде достаточно острая; дальнейшее развитие событий в Ираке непредсказуемо. Тем не менее мечеть аль-Кадимия остается важным центром мусульманской веры.

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире

В 876–879 годах султан Ахмед ибн Тулун – первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов – построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных молений. В Средние века три главных каирских мечети – Ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима – вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все мужское население города.

Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Мечеть Ибн-Тулуна

Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали – арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


  • Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
  • Первый руководитель – Мухаммед.
  • Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
  • В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.

  • Ислам в переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
  • Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
  • Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
  • Последний и главный пророк, основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
  • В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в город Медина – город пророка.
  • С этого года начинаются мусульманские летописи.

  • Мухаммед принес людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения называются откровениями, все же прочие – преданиями.
  • Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
  • В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи).
  • Никогда не иллюстрировался.
  • Содержание Корана: После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
  • Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

  • Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз , омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.

Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.


Архитектурные памятники.

Здание для молитвы – мечеть (от араб. «масджид» - место поклонения).

  • Мечеть Омейя (687-691 гг.) в г. Иерусалиме

Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Ее называют «Купол скалы», мечеть Омара.



Минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве.

Минарет строился рядом с мечетью.

По форме были круглыми, квадратными, многогранными.

Медресе – мусульманские учебные заведения.


Художественное творчество арабского мира -

  • декоративно-прикладное искусство.

Техника орнамента – абстрактные формы, яркие краски.

Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на плоскости, - арабеска.


С середины VIII в. столица халифата – Багдад

  • Славился фантастической роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей.
  • Халифы заботились о развитии образования. По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.

Музыка

по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания.

Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную).

Музыкальные инструменты

разнообразны (барабаны, бубны), уд

(предшественник европейской лютни) и смычковый ребаб.

Сочетание инструментальной музыки,

пения и танца у арабов не встречается.

Музыка создавалась на основе канонических правил – макама, определяющего ладовые и ритмические особенности композиций.


Мавританский стиль – искусство, созданное мастерами Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании.

Мавры (от греч. «темный») – северо–африканский народ, родственный арабам.

X век - образование халифата с центром в Кордове (следствие экспансии (распространение) этих народов в Южную Испанию).

В 785 г. - соборная мечеть в Кордове.

Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, гранита, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.


Последний оплот исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират (конец X в.)

Альгамбра – архитектурный ансамбль: м иртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.


В развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы

В VII-VIII в. сложился единый литературный язык – фарси.

Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – отражение иранской (персидской) классической поэзии.

  • Родоначальник поэзии – Рудаки. По преданию сочинил около млн. стихов. Был певцом – импровизатором, пел свои стихи, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни, в следствии чего был изгнан (ослеплен).
  • Поэт Фирдоуси Абулькасиме сочинил поэму «Шахнаме» (вскрыл корни зла, ведущие страну к упадку). Три части: мифологическая, богатырская, историческая (о 28 правителях царской династии). Повторил судьбу Рудаки.

3) Ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, самобытный поэт – Омар Хайям. Сочинения проникнуты духом вольнодумства, протестовал против ханжества, лицемерия. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у него были рубаи (четверостишия).

4) Поэт Саади - сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал ханжество, лицемерие, проповедовал вечные ценности.

5) Поэту Хафизу Шамседдину принесли газели – небольшие стихи о любви.

6) Поэт Низами Гянджеви - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные «Ромео и Джульетта»).


Прикладное искусство мусульманских стран Среднего Востока

Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие – высоко ценились на мировом рынке.

Парчу, атлас, бархат принято было дарить гостям и послам.

Более всего славился персидский ковер.

Книжная миниатюра мусульманского Востока

  • Соединение мастерства каллиграфа-переписчика и профессионального живописца.
  • Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и иллюстративные сюжеты.

Слайд 1

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
Урок МХК в 10 кл.

Слайд 2

Мусульманский Восток
Огромный регион, объединяющий различные народы на основе самой молодой из мировых религий - ИСЛАМА. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.

Слайд 3

Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Ясриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи.

Слайд 4

Арабский халифат.
Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. появились отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
название феодального арабо-мусульманского государства,

Слайд 5

Коран («чтение»).
Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

Слайд 6

Общие положения Корана
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также выше, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.

Слайд 7

Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку (хадж), хотя бы один раз в жизни.

Слайд 8

Главное украшение священных текстов было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия

Слайд 9

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.

Слайд 10

Виды сооружений
Мечеть – (масджид – араб.) – место, где совершаются земные поклоны. Минарет – (маяк – араб.) – башня для созыва мусульман на молитву (муэдзин). Медресе – мусульманское духовное училище. Мавзолей - усыпальница

Слайд 11

Кааба (куб – араб.)
10x12x15

Слайд 12

Михраб – священная ниша в стене, которая указывает на Мекку. Минбар – возвышение для священнослужителя (имама). Водоем. Отдельные помещения для мужчин и женщин.

Слайд 13

Мечеть Омара

Слайд 14

Айя-София

Слайд 15

Минарет аль-Мальвия. Самарра. (Сирия) 847г.

Слайд 16

Альгамбра. Гранада (Испания) XIII – XIVвв.

Слайд 17

Соборная мечеть. Кордова (Испания) 785г.

Слайд 18

Самарканд Мавзолей Гури – Эмир XVв.

Слайд 19

Ислам в Индии

Слайд 20

Тадж-Махал
Хан Джахал Мумтаз Махал арх. Устаб-Иса (Мохаммед Иса Эффенди)

Слайд 21

Тадж-Махал

Слайд 22

Убранство
Да не пошлет нам Аллах испытаний, которые мы не в силах перенести

Слайд 23

Рудаки (ок.860 – 941)
является основателем персидско-таджикской литературы, родоначальником поэзии на фарси, основоположник поэтических жанровых форм. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, как поэт.

Слайд 24

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар)
Бюст Рудаки, восстановленный по черепу М. Герасимовым.
Будучи, по преданию, слепым от рождения, он тем не менее получил хорошее образование, знал арабский язык. Свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе правителей Бухары. Достиг большой славы и богатства. Незадолго до смерти подвергся изгнанию и умер в нищете. Из литературного наследия Рудаки, по преданию, более 130 тыс. двустиший, до нас дошло только около тысячи двустиший.
Малая эпическая песня, исполняемая древнегреческим рапсодом под аккомпанемент струнного инструмента

Слайд 25

Рудаки первым в поэзии на фарси обратил свой взор на человека, на его нужды и помыслы, цели и предназначения существования:
Человеколюбие и благородство было его второй натурой. Одна из легенд повествует о том, что Рудаки в молодости был влюблен в красавицу, рабыню из Руси по имени Анюша, и что потом он её выкупил, освободил и отправил на родину.
«На мир взгляни разумным оком, Не так, как прежде ты глядел. Мир – это море. Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел.»

Слайд 26

Фирдоуси
величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы "Шах-намэ" (Книга царей).

Слайд 27

Омар Хайям
персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог, знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
РУБАИ – четверостишие, форма лирического стихотворения в поэзии Востока

Слайд 28

Всесторонне одарённым человеком был О. Хайям. Он прославился как крупный учёный, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят как самобытного поэта, чьи стихи проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, зла, напыщенной религиозности. Идеал поэта- справедливость, свобода, радость жизни, честность.
Омар Хайям (1048 - 1122)

Слайд 29

Чье сердце не горит любовью страстной к милой, -Без утешения влачит свой век унылый. Дни, проведенные без радостей любви, Считаю тяготой ненужной и постылой.
Не завидуй тому, кто сильней и богат. 3а рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Не моли о любви, безнадежно любя, Не броди под окном у неверной, скорбя. Словно нищие дервиши, будь независим - Может статься, тогда и полюбят тебя.
Рубаи Омара Хайяма

Слайд 30

Рубаи Омара Хайяма
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
В этом мире неверном не будь дураком: Полагаться не вздумай на тех, кто кругом. Трезвым оком взгляни на ближайшего друга - Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Слайд 31

Саади
персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.

План-конспект урока по мировой художественной культуре.

Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение : МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет : мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока : изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
развитие абстрактного и образного мышления;
воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

    Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

    Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

    Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

    Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( )

    На уроке:

    учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;

    участвуют в анализе произведений архитектуры.

Формы организации работы учителя:

    Лекция учителя

    Сопровождение лекции электронной презентацией

    Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока

-Используемое оборудование:

    мультимедийный проектор

    компьютер

    экран

    электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов ( )

Литература:

    Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год

    Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001

    Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999

Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога

Структура урока:

I.Организация класса

    Изучение нового материала:

    Сообщение темы урока

    Постановка проблемных задач и целей урока

    Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)

II.Закрепление изученного материала.

III.Итог урока

Вводная часть:

Эпиграф:

Творцу молитесь; он могущий
он правит ветром, в знойный день
на небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечен и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин.

Основная часть:

1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2)
2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.

Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)

Ислам- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).

Мухаммед - род ился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7).

Ученик 1 . Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» - основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)
1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)

Коран (араб. кур"ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.
Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов
Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.

Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Ученик 2 . Мечеть- « место поклонения» - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. (слайд 10).

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).

Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть - ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).

Ученик 3 . Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы , иногда переводят как Купол над Скалой - монумент (не ) на в , рядом с .

Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый орнамент. (слайд 14).

По повелению (65-86 г / 684-705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами в 687-691 годах два инженера, из и из Иерусалима, назначенные , воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк совершил . Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).

Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа - два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс .

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк , на котором стоял во времена и с которого, по традиции, началось (см. ).

Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в . Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.

Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска , также известная как Мечеть , одна из крупнейших и старейших в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе , представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову ( ), почитаемого как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в эру было занято Храмом . Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием , изображающей и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм , затем, в византийское время, , посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).

Первоначально арабское завоевание Дамаска в не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из кирпича напротив южной стены храма. При халифе , однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между и на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное после штурма , другие считают повозку боевой колесницей времен . Пол молельного зала устлан множеством - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой , отсеченной по приказу царя . Усыпальница сделана из белого , украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, , передать в дар пророку Яхье (так называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть « , ». Согласно пророчеству, именно по нему накануне с небес на землю сойдет . Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на , другая - во французском , третья - в , в .

В мечети. Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Ученик 5. Великая мечеть Хассана II - была построена при власти короля . Она находится в на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма , находящегося в . Примечательно, что архитектор мечети - француз , не был мусульманином. (слайд 18).

Высота мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой и на 40 метров - . (слайд 19).

Одновременно в мечети могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч - на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это - пожертвования верующих. Мечеть Хассана II - одно из немногих религиозных сооружений в , куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового , полы устланы плитами из золотистого и зеленого , зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.

Ученик 6. Альга́мбра - архитектурный ансамбль преимущественно периода ( ), состоящий из , и в южной , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде.

Этот дворец построен завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра - административный центр и ».

Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎ , манара , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. (слайд 23).

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

Учитель. Арабеска (Арабески) - вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
(Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Завершающая часть:

Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Домашнее задание
Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

Второго уровня:

подготовить реферат об искусстве Востока.