Яркие философы XXI века. Философия XXI века Философская система 21 века

Суть философии 21 века

У многих людей философия ассоциируется исключительно с той сложноперевариваемой теорией, которую часто вываливают на студентов в университетах. В действительности, философия - это то, что помогает вам стать разумнее и успешнее. Философия - это мудрость, с помощью которой вы можете решать трудные жизненные задачи и принимать взвешенные решения. Философия - это умение находить выход из трудных ситуаций с минимальными потерями . И философия всегда проста и понятна. Если кто-то излагает философию сложным, непонятным языком - значит он шарлатан и не разбирается в том, что преподносит, либо намеренно манипулирует вами.

Философия развивает разум и ведёт к процветанию. Поэтому философия 21 века - это философия процветания.

Два философских лагеря

В философии существует два философских лагеря - материализм и идеализм.

Материалисты считают, что первична материя или вещество, а идеалисты считают, что первична идея или сознание. С точки зрения философии, правы и те и другие, тем более что плотность материи настолько непостоянна, что может утончаться буквально до мельчайших неделимых частиц, переходящих в свет или энергию.

Материя и сознание - это две стороны одной монеты, два полюса одного и того же творения . Образно говоря, материя - это идея, имеющая форму, а идея - это материя, лишённая формы.

Философский взгляд на жизнь

Философский взгляд на жизнь характеризуется мудростью, независимостью и свободой от предрассудков. Всё, что ограничивает разум в познании истины, должно быть отброшено.

Цель философии - познать истину . Благодаря мудрости, независимости и свободе от предрассудков, философ способен познавать истину и отличать ложь от правды, вымысел от полуправды, заблуждение от убеждения.

Два инструмента познания истины

Для того, чтобы разбираться в сложных смысложизненных вопросах и понимать, что делать, философия даёт два инструмента познания истины :

Первый метод (анализ) заключается в том, чтобы разделить некую идею на составляющие части и путём размышлений, рассуждений и раздумий над каждой из них с помощью логики прийти к пониманию истины.

Второй метод (синтез) заключается в том, чтобы соединить несколько идей в одну и путём поиска пограничных связей, общих граней и соединительных нитей, интуитивно прийти к пониманию истины.

В некоторых случаях важно найти различия, разницу, но в некоторых случаях нужно искать связи, объединяющие идеи воедино . Все успешные люди, мыслители и мудрецы должны уметь и то, и другое. Поэтому они не противоречат, а взаимодополняют друг друга, как день и ночь, солнце и луна, мужчина и женщина, сознание и энергия.

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте.

Исследование, рассматривающее долг с точки зрения антропологии: откуда это слово появилось, с какими культурными и религиозными практиками связано, почему фраза «Долги нужно отдавать» имеет силу заклинания, отменяющего любые моральные законы, и почему на некоторых это правило не распространяется.

Терри Иглтон «Почему Маркс был прав»

Блестящее риторическое упражнение, апология Маркса в виде ответа на десять популярных претензий к нему. Знаменитый английский литературовед предъявляет читателю Маркса с человеческим лицом - сторонника демократии и индивидуализма, среднего класса и духовной свободы, удивляясь при этом посмертной судьбе Маркса, никем толком не понятого.

Джонатан Крэри «24/7 Late Capitalism and the End of Sleep»

Солидное исследование, доказывающее, что круглосуточный режим работы, продиктованный капитализмом, хочет зарезать сон. Как жизнь в бессонном, не различающем дня и ночи мире влияет на самосознание человека и как складывается политическая необходимость вернуть свободу сна.

Томас Пикетти «Капитал в XXI веке»

Внезапный бестселлер, доказывающий, что капитализм и демократия в принципе плохо совместимы, а видимый их симбиоз был уникальным историческим курьезом. Пикетти видит неизбежность того, что в будущем, как и в забытом прошлом, вся власть будет принадлежать не прилежным и изобретательным, а наследственным рантье и их родным и знакомым.

Эрик Хобсбаум «How to Change the World: Tales of Marx and Marxism»

Очерки из истории марксизма, написанные великим английским историком за полвека изу­чения этого предмета. Ровный тон, неочевидные темы, огромное знание нюансов и деталей - и, разумеется, вера в неизбежность идеологической победы Маркса в недалеком будущем.

Саймон Критчли «Infinitely Demanding»

Философ Критчли исследует возможность политически сознательной анархистской этики, принимающей как данность несправедливость и безнадежность современности. Ответственность его «бесконечного требования» отрицает ­нигилизм, доводя его до предела. Похожим образом он же в последней книге предлагает неверие как основу самого глубокого религиозного опыта.

«Невидимый комитет» «Грядущее восстание»

Анонимная иеремиада, вдохновленная парижскими беспорядками 2005 года, обливающая упоительным презрением и правых, и левых, воспевающая «силу огня» от Герострата до Парижской коммуны. «Больше ада» - нехитрая, но эффектная пред­посылка для политической поэмы в прозе.

Гай Стэндинг «Прекариат: новый опасный класс»

Стэндинг описывает класс «новых беспокойных»: глупеющий в социальных сетях, не имеющий жизненного плана и профессиональной идентичности, экономически незащищенный и теряющий корни. ­Левые должны придумать для прекариата лучшее завтра, иначе правые демагоги завлекут его в сети фашизма 2.0.

Дэвид Харви «Краткая ­история неолиберализма»

История неолиберальной революции, начатой приблизительно в одно время Пиночетом, Рейганом, Дэн ­Сяопином и Маргарет Тэтчер: почему то, что было радикальным, стало консенсусом и сможет ли мир избавиться от неолиберального культа и вернуться к левой норме, создавшей послевоенное процветание?

Эндрю Бойд, Дейв Митчелл «Beautiful Trouble: A Toolbox for Revolution»

Гипертекстовая энциклопедия активиста, предельно коротко разъясняющая принципы и методы современного политически-карнавального действия: детурнемент, флешмоб и так далее. Написана участниками «Оккупай Уолл-стрит» в самый разгар протестов одиннадцатого года.

Джон Зерзан «Twilight of The Machines»

Радикальный анархо-примитивизм, развивающий идеи Теда «Унабомбера» Качинского. Земледелие - первородный грех цивилизации, возвратившись к охоте и собирательству, мы не только загладим вину перед природой, но и придем к справедливому обществу без угнетения, сексизма, отчуждения и т.д. Все, кто согласен на меньшее, - вредные и наивные агенты статус-кво.

«Тиккун» «Preliminary Materials for a Theory of the Young­-Girl»

Постситуационистское, состоящее в основном из напечатанных разными шрифтами афоризмов сочинение о Юной ­Девице, в которую воплотился Капитал. Юная­ Девица (любого пола и необязательно юная, как сообщает авторский коллектив «Тиккуна») собой олицетворяет всю боль, скуку, бессмысленность и жестокость товарного мира.

Майкл Хардт, Антонио Негри «Империя»

Критика Империи, нового всесильного и не имеющего центра суверена, принципиально отличного от недавних колониальных империй. Принципы противостояния Империи, предлагаемые Хардтом и Негри, восходят скорее не к антиколониализму, а к двум градам, описанным святым Августином на закате Римской империи.

Паоло Вирно «Грамматика множества»

Multitude, «множество» или «масса» (в переводе «Империи» Хардта - Негри) - обратная «народу» многоголосая, разобщенная, но настроенная на постоянную коммуникацию сущность, которая в постмодернистскую и постиндустриальную эпоху приходит на место революционного класса. Автономистская социология Вирно отчасти дополняет, отчасти опровергает «Империю».

Фредрик Джеймисон «Марксизм и интерпретация культуры»

Интегрирующая принципы структурализма и психоанализа марксистская критика Джеймисона предлагает метод понимания идеологических структур, которые сознательно или подсознательно включаются в любые культурные тексты и артефакты. В данном сборнике особенно заметно знакомство с русскими темами - от Шкловского до Сокурова.

Мария Гоф «The Artist as Producer»

Новая история конструктивизма, показывающая, что парадоксы, с которыми сталкивался художник, подавшийся работать в двадцатые годы на коммунистическое производство (что важнее: повысить производительность или преодолеть отчуждение? функциональность или форма вещи?), на самом деле были глубоко и неразрывно связаны с парадоксами самого советского коммунизма.

Чхан Ха Джун «Bad Samaritans: The Myth of Free Trade and the Secret History of Capitalism»

Экономист из Южной Кореи опровергает либеральные догмы: о пользе свободной торговли и вреде протекционизма, о ленивых и работящих народах, о преимуществе частной собственности перед государственной, о том, что свободный рынок - друг демократии и враг коррупции.

Джоди Дин «The Communist Horizon»

Полемическое сочинение, требующее отказаться от антикоммунистических предрассудков времен холодной войны, прекратить пустые разговоры о демократии, вместо бесплодного анархизма Occupy заняться партийным строительством и идти в светлое будущее, где дают по потребностям и берут по способностям.

Майк Дэвис «Planet of Slums»

Исследование великого переселения человечества (точнее, его невидимого большинства) в самостройные трущобы, ужас которых не приснился бы никакому Диккенсу. Согласно ­Дэвису, виноваты в происходящем неолиберальная революция и мягкий империализм МФВ и Всемирного банка.

Иммануэль Валлерстайн «Конец знакомого мира: ­Социология XXI века»

Теоретик мир-­системного анализа показывает, что мир входит в фазу непредсказуемости, в которой социальные науки не только не могут предсказать будущее, но и понять настоящее. Как ни странно, Валлерстайн в этом видит только повод для оптимизма.

Эксперты: Павел Арсеньев, Евгений Бабушкин, Александр Бидин, Илья Будрайтскис, Борис Куприянов, Эдуард Лукоянов, Кирилл Мартынов, Кирилл Медведев, Александра Новоженова, Галина Рымбу, Алексей Цветков

Фотография в начале flickr.com/photos/bluepoolimages

Несмотря на национальные различия в развитии школ и направлений современной философии ситуация рубежа XX-XXI вв. характеризуется наличием общих тенденций, связанных, прежде всего, с вниманием мирового философского сообщества к проб-мам методологии философствования и проблемам адекватного подхода к анализу социальной реальности. Одной из таких тенденций, ярко проявившихся уже второй половине XX в., является конвергенция школ и направлений, точнее, методов философского анализа, развиваемых в рамках различных школ. Отмечается определенное тождество подходов феноменологии, деконструктивизма, герменевтического и аналитического правлений. Эта тенденция подкрепляется унификацией философского образования в современном глобализирующемся мире, что приводит к бурным дискуссиям о статусе и объеме старых и новых дисциплин философии философского знания в целом.

Внимание к методологическим проблемам философии вызывает к жизни тенденцию осознанного использования методологии, что, в свою очередь, приводит к активной популяризации данной проблематики. Знание методов и техник философского анализа становится необходимым компонентом общего образования.

Осознанное обращение к той или иной методологии, к стандартам определенной школы или направления ведет к изменению правил корпоративного поведения философов и гуманитариев. Одним из ведущих требований профессиональной деятельности становится признание со стороны ученого собственной ангажированности, обусловленности собственного познавательного интереса.

Это признание становится возможным в силу того, что не только в гуманитарных, но и в естественных науках происходит «снятие» классического «субъектно-объектного» разделения, как необходимого принципа всякого научного исследования. Исследователь рассматривается как индивидуум, обязанный понимать границы собственной культурно-исторической заданности, что приводит к активному пересмотру статуса гуманитарных наук, их методологии, границ и возможностей. Даже в рамках естественнонаучных подходов все в большей степени осознается необходимость различных форм исторического и литературного образования, ведь в конечном счете и естествоиспытатель живет среди людей и нуждается в знаниях о том, как общаться с другими и выстраивать собственный жизненный проект.

Именно поэтому, как показывает тематика последних международных философских форумов, все большее внимание уделяется проблематике так называемой практической философии, а именно темам, которые входят в исследовательское поле таких философских дисциплин, как этика, философия политики, философия права, социальная философия, философия истории. К ним присоединяются новые философские дисциплины, связанные с осмыслением человеческой деятельности в области техники, информации, медиа и коммуникаций.


В связи с политическими и социальными трансформациями последних десятилетий в круг практической философии входят такие темы, как моральные последствия глобализации и проблемы человеческой идентичности.

(Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.)


Лекция 4 . Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси

Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности различна. Если европейские национальные традиции отличаются преимущественно своеобразием стилей философствования, то традиции, возникшие в культурах, которые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, характеризуются особенностями тематики.

В качестве важнейших периодов в истории философской мысли Беларуси можно выделить следующие: 1) распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII - первая половина XVIII вв.); 3) распространение философии просвещения (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократических идеологий (вторая половина XIX в.); 5) развитие философской мысли в рамках традиционных проблем марксистско-ленинской философии (20-80-е гг. XX в.); 6) включение в мировой философский процесс, освоение идей современной западной философии.

Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490-1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Скорина различал законы «прирожденные» (естественные) и «писаные». Естественный закон написан, «есть в сердце каждого человека», согласно ему нужно «того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети». Поскольку некоторые злоупотребляли отсутствием писаных законов. пришлось учредить таковые для «людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою».

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации - антитринитаризма - был Сымон Будный (1533-1593). Он издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. По существу, он занялся пересмотром и критикой священного писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя «вздором софистов» утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного уже в 70-х годах XVI в. стали известны далеко за пределами Речи Посполитой. Они стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов.

В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (ок. 1624-1695). Как иезуитский писатель он был популярен не только в Речи Посполитой. Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Париже, Вене, Аугсбурге и других городах. Крупнейшее сочинение В. Тылковского - девятитомная «Занимательная философия» - систематизированное изложение учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского. Большую популярность имела его книга на польском языке «Научные беседы, содержащие в себе почти всю философию».

Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основная работа, «Логика», написанная на латинском языке, пользовалась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. По принципиальному для схоластической философии вопросу об универсалиях М. Смиглецкий придерживался позиции реализма. Наряду со схоластическим реализмом, в Виленской академии получил распространение и умеренный номинализм. Его сторонниками были И. Кимбарас, Г. Станиславский, С. Крюгер, К. Вежбицкий.

Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь атеиста Казимира Лыщинского (1634-1689). Дворянин по происхождению, он получил начальное образование в Бресте, затем в Виленской академии, стал преподавателем в одной из иезуитских школ. В дальнейшем он отрекся от духовного сана, вернулся в имение Лыщицы Брестского повета, женился и посвятил себя педагогической, общественной и научной деятельности. В своем имении открыл школу и сам преподавал в ней. Подосланный к Лыщинскому провокатор в 1687 г. выкрал часть его трактата «О несуществовании Бога» и переслал виленскому епископу. Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью. Трактат Лыщинского, написанный на латинском языке и содержавший 265 листов, до нас не дошел, но о его содержании можно судить по материалам судебного разбирательства. В трактате говорилось, что «люди... - творцы и создатели богов, и Бог является не действительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому Бог и химера -- одно и то же». Нематериального начала мира не существует. Лыщинский не верил в «воскресение из мертвых» и «страшный суд».

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский–Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской коллегии. Приняв в 1656 г. монашество, Симеон стал преподавателем Полоцкой братской школы, сблизился со сторонниками единства Беларуси с Россией. Он утверждал, что русский, белорусский и украинский народы происходят из единого корня - «из российского роду», считал белорусов выходцами из этого рода, а белорусскую землю - «давной русской». Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах - материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. Полоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. О познании Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738-1807). Он родился в Лидском повете, получать образование начал в Щучине, продолжил в Вильно, затем - в Италии, Германии, Франции. Нарбут оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике, естествознанию и т. д. Писал свои произведения по-польски. Издал в Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута на строение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера. Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории общественного договора.

Важную роль в распространении идей Просвещения в ВКЛ сыграл Иероним Стройновский (1752-1815). В 1799-1806 гг. И. Стройновский занимал должность ректора Виленской Главной школы, преобразованной при его участии в 1803 г. в Университет. В 1785 г. в Вильно вышла на польском языке его работа «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получившая широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений. (В 1809 г. в русском переводе она была издана в Петербурге.)

В гносеологии И. Стройновский придерживался позиции сенсуализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения И. Стройновского основаны на теории «естественного права».

В конце XVIII - начале XIX вв. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. Влияние романтизма проявилось в эстетических взглядах Леона Боровского. Боровский родился в Пинском повете, учился в Поставах, Вильно. Как сторонник романтически-поэтического восприятия жизни, Боровский полагал, что подлинная поэзия более свойственна ранней стадии человечества, чем современной. Романтические воззрения Л. Боровского пробуждали в нем интерес к языческим мифам белорусов и литовцев. Он считал устное народное творчество образцом подлинной поэзии.

В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского - Полоцкая иезуитская академия. В 20-е годы XIX в. преподаватели Виленского университета и Полоцкой академии вели полемику на страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника». Дискутировались вопросы морали, обучения, воспитания, отношения к идеям французских просветителей, крестьянский вопрос и др. Профессора Полоцкой иезуитской академии занимали по этим вопросам позиции клерикализма и консерватизма.

В 1817-1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация «Общество филоматов» (любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечет, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд. Ведущую роль в разработке важнейших программных документов организации играли А. Мицкевич и Т. Зан.

Своей целью члены общества объявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие естественному праву и разуму установления.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884 гг.).

Дунин-Марцинкевич полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину и изображала бы идеальное состояние жизни, простые и доброжелательные отношения. Он проповедовал братское единство людей, простоту и «естественность» жизни согласно многовековым патриархальным традициям, противопоставляя их сложности, нравственному хаосу и взаимной вражде, царящим в городе. Белорусский язык Дунин-Марцинкевич считал крестьянским, простонародным. Беларусь не представлялась ему самостоятельной в национальном отношении. Ценность ее он видел в сохранении лучшего из минувших времен. Культурное своеобразие Беларуси определяется для Дунина-Марцинкевича синтезом двух культур - дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая - самобытность. Это единство должно определять, по мнению Дунина-Марцинкевича, характер новой белорусской культуры.

Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения; народнических групп, и газеты «Гомон», творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897);распространение марксистских идей.

В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты«Северо-Западный край, Наша доля, Наша нiва, большевистская газета Звезда . Большую роль в развитии белорусской общественно-политической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка (1876-1916), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) «Адвечным шляхам». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма».

Систематические исследования и преподавание философии возобновляются спустя десятки лет уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря учреждению Белорусского государственного университета и организации кафедры диалектического материализма и деятельности таких философов, как Владимир Николаевич Ивановский (1867-1939) - специалист в области философии науки, истории философии и психологии, выдающийся исследователь культов и мировоззрений древности Николай Михайлович Никольский (1877-1959), академик АН Белоруссии (1931), член-корреспондент АНСССР (1946), известный специалист в области истории философии Бернард Эммануилович Быховский (1898-1980), Георгий Федорович Александров (1908-1961), который был редактором и одним из авторов вышеупомянутой трехтомной «Истории философии», Вячеслав Семенович Степин (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философской антропологии, основатель Минской методологической школы, в рамках которой развивались идеи философских оснований науки и др.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) один из основоположников психологической теории права. Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. В дальнейшем стал профессором Петербургского университета, а после революции эмигрировал в Польшу и руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был один из крупнейших русских философов Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) четыре года (1920-1924) работал в Витебске: преподавал всеобщую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории, читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью. Именно в эти годы он разрабатывал свои основополагающие идеи, нашедшие выражение в исследовании творчества Достоевского, в работах «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Субъект нравственности и субъект права».

Почему стоит идти учиться на философский и как стать популярным сегодня, — рассказал один из самых знаменитых преподавателей ВШЭ Кирилл Мартынов

Кирилл Мартынов

Преподаватель факультета философии НИУ ВШЭ

Ориентиры: Сергей Курехин, Эрик Хобсбаум

Музыка: Portico Quartet, John Coltrane

Книги: «Козлиная песнь», «Надзирать и наказывать»

Фильмы: «La Strada», «Ветер крепчает»

Мои места: Кофебин на Покровке, KASK

Не любит: отсутствие самоиронии

Биоразнообразие философов

Я видел много разных философов в России. Есть такие, как мой замечательный научный руководитель Вячеслав Дмитриев. Он уже много лет работает в МГУ и является своего рода современным киником. Живет почти в бочке: в однокомнатной квартире, захламленной книгами. Он занимается тем, что ему интересно, его деньги мало волнуют.

Есть философы, претендующие на совершенно иной образ жизни. Они завтракают яичницей из шести перепелиных яиц в роскошном ресторане, занимаются проектами, связанными с бизнесом, властью.

Кем работают выпускники философского факультета - стандартный вопрос. И ответ совершенно тривиальный. Выпускник философского факультета идет трудоустраиваться в те же крупные компании, куда идут все остальные. 80% людей с дипломом философа работают в Газпроме, ВТБ, других хороших российский и зарубежных компаниях. Некоторые выстреливают в сфере медиа. Особенно забавные персонажи работают в государственных структурах, включая Администрацию Президента. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова закончила философский факультет.

Есть массовые, очевидные карьеры. Философия не из их числа, конечно. Но если вы остаетесь в философии, интеллектуальном производстве и становитесь заметны (в этом пытаются участвовать 20% из нас, отказавшихся от Газпрома), вы можете занять уникальное место в обществе. Сделать штучную карьеру.

Если я прихожу в офис с философским образованием, у меня ничуть не меньше прав, чем у всех остальных. Также могу освоить Excel и другие нужные вещи, например, работу кулера. При этом у меня есть культурный бэкграунд, который не устаревает. Это очень облегчает дальнейшее существование. Ведь все вынуждены учиться сегодня в течение всей жизни. Для этого, к счастью, начали появляться такие сайты, как Coursera (кстати, философия на нем пока плохо представлена, мы это будем исправлять).

Что университет делает с людьми

Я не стану врать, что всегда мечтал стать философом, — ничего подобного. Просто в 1998 году из соображений некой рациональности поступал на гуманитарный факультет в МГУ. Тогда мне казалось, что это лучшее из того, что можно сделать. Наверное, оно так и было. Насчет МГУ все знали, что на некоторые факультеты практически невозможно поступить без денег и связей. А вот на два никому по тем временам ненужных, непопулярных факультета, философский и исторический, можно было идти «с улицы». Приэтом там давали хорошее гуманитарное образование в классическом ключе. Выбор между философским и историческим в большей степени случайность. Лифт тогда остановился на одиннадцатом этаже, а не на пятом.

Я сделал свой выбор самостоятельно, мне его никто не навязал. Разве что мой дядя был философом-любителем, современным художником. Когда я учился в 9 классе, он подсунул мне книжку Герберта Маркузе. По тем временам это было очень круто, и я выпендривался среди своих одноклассников. Я даже честно прочитал ее, правда, почти ничего не понял, но это неважно.

Человеку в 16-17 лет очень трудно решить, чего он хочет от жизни. Тем более, если университетский диплом предопределяет всю дальнейшую судьбу, как считалось раньше. Сейчас это уже в значительной степени не так. Нет такого, что получил диплом и всю жизнь проработал на одном месте, начав инженером и закончив главным конструктором.

Значение университета при этом совсем не снижается. В университете дают социальный опыт через среду, в которую вы попадаете. Очень важно, что считается в вашей среде крутым. У нас в 1999-м считалось классным читать Хайдеггера на немецком и есть в столовой гречку с пюре. Классическое блюдо было. Кто всего этого не делал – неудачники.

Преподавание для меня – главное. Когда я начинал преподавать, был ровесником своих студентов. Теперь это длится уже 11 лет. Вышка бесконечно прекрасна своими студентами. Они разные, умные, хотят что-то делать. Много приезжих, что мне очень нравится. Люди с разными амбициями, идеями. Есть миф, что Вышка всех причесывает под одну гребенку, я этого не замечаю.

Почему нужно смотреть сериалы

Есть философские и интеллектуальные причины, в силу которых массовая культура – это важно. Самый очевидный момент: современный человек живет в реальности массовой культуры. Почти любому Бэтман известен лучше, чем сосед по лестничной площадке. Таких героев, которых мы делаем своими, которым сочувствуем и за которых переживаем, много.

На первые свидания люди учатся ходить на примере голливудских фильмов. Вести себя, как мужчина или как женщина, учатся по сериалам. Люди, игнорирующие из каких-либо соображений массовую культуру, просто далеки от реальности. Тут мы спрашиваем себя о том, как мы живем или выживаем среди нынешней массовой культуры, кто мы такие, на что похоже наше современное общество.

Для меня важнее видеоигры, чем сериалы. Я участвовал в вышкинском проекте «Пригласи ученого» в школах. Читал лекцию «Междисциплинарная история видеоигр». Я рассказывал, как появились видеоигры, кто за этим стоял, ради чего их делали. Самая модная сейчас тема на Coursera - курс по геймификации. О том, как применять игровую мотивацию в разных проектах, в волонтерстве, в бизнесе.

Я не понимаю, почему в преподавании истории до сих пор не используется серия игр «Total War», где очень красиво показаны разные исторические эпохи. С комментариями учителя и еще несколькими учебниками это был бы отличный способ демонстрировать не только географию древнего мира и жизнь различных государств, но и процесс принятия политических решений.

С сериалами проще. Я уже всех замучал «Breaking Bad», но я все равно еще раз скажу. Считаю, что эта телевизионная драма по своему качеству приблизилась к высоким литературным образцам. Романы в 19 веке издавались не в виде томов, а по главам в толстых журналах. И публика тогда их обсуждала так же, как сериалы, по эпизодам. Сейчас на чтение больших книг нет времени, но все эти длинные истории, где мы можем сопереживать героям и сравнивать себя с ними, остались.

Как обидеть всех

Я никогда не заботился о том, чтобы сделать свой блог популярным. Десять лет назад я просто начал писать в Живой журнал. Тогда это была актуальная площадка. Мне хотелось говорить о важных для меня вещах. Сначала я писал о книжках. Потом тематика стала шире: от ресторанной критики до политического анализа. Зачем я веду блог? Это такая форма жизни.


Я понимаю, что если за пять дней ничего не написал в блог, это плохо. Лучше писать ежедневно. Минимум три поста в неделю. Это своего рода работа, которая не приносит прямого дохода, зато проблемы регулярно создает. В то же время это визитная карточка. Я ловлю себя на мысли, что если мне сейчас какие-то злодеи запретят писать в блог, то это будет тяжелейшим испытанием.

Недавняя история с Владимиром Рудольфовичем Соловьевым довольно скучная. По-моему, Соловьев несколько дезориентирован в том, что происходит в России. Он не понимает, где теперь пресловутые грани допустимого, где враги. Он занят поиском всего этого, и его поиск проходит в жесткой конкурентной борьбе. Он набросился на студентку Юлию, чтобы хоть кого-то победить на благо России. Если взрослый человек хочет выставить себя дураком, это его право.

О чем бы вы ни писали в Интернете, хотя бы о котиках, вы всегда кого-то обидите. От этого нельзя избавиться. Твоим существованием, образом жизни и мысли всегда кто-то оскорблен. Каждый текст, доступный неограниченной аудитории, оказывается в конечном итоге hate speech. Так что скандалить нет никакой нужды.

В 20 веке продолжается научно-технический прогресс, который достигает невиданных темпов. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику. Две причины:

  1. связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков. Философия превращается из спекулятивной в научную.
  2. исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. В понимании человека нарастает иррационализм, ибо иррациональной была сама реальность. Главный вопрос – Что есть человек? – ставится по-новому. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

Основные антропологические направления и идеи 20 века.

  1. Немецкая философская антропология 20 века. Макс Шелœер ʼʼПоложение человека в космосœеʼʼ. Шелœер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий – и приходит к выводу, что человек сродни всœем мирам, сущность человека – различие жизненного порыва и духа. Жизненный порыв более силен, чем дух. Порыв слеп, а дух слаб. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу. Х. Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всœего, биологии. Главная работа – ʼʼСтупени органического и человекʼʼ. Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы. Эксцентричность человека – центр человека находится вне него. А. Гелœен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.
  2. Неофрейдизм – другая философия человека. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека. Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности. Э. Фромм исследует феномен агрессивности – ʼʼАнатомия человеческой диструктивностиʼʼ, а также феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь ʼʼзаблудившемусяʼʼ человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.
  1. Экзистенциализм – философия существования человека. Не выражает намерения строить конкретную философия, основываясь на науках. Он близок к художественной литературе. Это направление получило широкое распространение. Представители: Карл Ясперс, М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель. Экзистенциализм наибольшее влияние оказал на умы середины 20 века. Считали своими предшественниками философов 19 века, особенно Достоевского. Главные темы: человеческая свобода, религия, страх, тоска, чувство заброшенности. Сартр ввел понятие ʼʼпограничная ситуацияʼʼ – существование на грани жизни и смерти. Представители экзистенциализма переосмысливают ценность человека после ВОВ. Еще одна проблема – взаимодействие личности и общества, они считают, что общество враждебно к личности. Человек должен быть участником событий. Тема свободы рассматривается в соотношении с темой ответственности. Свобода рассматривается не как благо, а как бремя, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек не может сбросить с себя. Сартр – ʼʼБытие и ничтоʼʼ, ʼʼТошнотаʼʼ, ʼʼДьявол и Господь Богʼʼ, ʼʼЭкзистенциализм - ϶ᴛᴏ гуманизмʼʼ. Камю считает, что существование человека абсурдно. Отношение к религии у экзистенциализма неоднозначно. Существует религиозный экзистенциализм (Ясперс) и атеистический экзистенциализм (Сартр и Камю). Сартр утверждает, что для человека не важно: есть Бог или нет.

20 век дает широкий спектр антропологических идей: от фрейдизма до рассмотрения человека как сугубо духовного существа. Продолжается влияние марксизма.

На протяжении всœего 20 века сохраняется пристальный интерес к гносœеологии, развивается философия науки.

Основные гносœеологические направления 20 века.

  1. Неопозитивизм. Представители – Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Неопозитивизм часто называют логическим и лингвистическим позитивизмом. Роднит его с классическим позитивизмом то, что его представители считают научное знание единственно верным, не верят в философское знание и считают, что всœе вопросы сводятся к научному доказательству. Неопозитивизм предлагает метод верификации суждения – проверки любого суждения. В случае если метод применим, то суждение имеет смысл, нет – в противном случае. В серединœе 20 века Неопозитивизм сменяется постпозитивизмом.
  2. Постпозитивизм. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Томас Кун, П. Фейерабенд. Приходят к выводу, что философия и наука не отделимы. Все научные знания относительны, субъективны и нагружены доказательствами и теориями. Поппер предлагает принцип фальсификационизма – доказательства лживости теории.

Философия конца 20 века.

Наступает эпоха постмодернизма. Приметы: наблюдается ценностная индифферентность к иерархиям; игровой характер.
Размещено на реф.рф
В философии отсутствует понятие ʼʼреальностьʼʼ. Всё внимание уделяется внутреннему миру субъекта. Интерес к буддизму, индуизму, даосизму. Познание не может претендовать на истинность. Главное понятие – текст. ʼʼЧеловек умерʼʼ – лозунᴦ. М. Фуко, Ж. Бодрийяр рассматривают отдельные стороны бытия.

Вывод: наблюдаем разнообразную полемику – отход от классической философии; уход в частные образы.