Крест костяной с глазком валаамский. Двоеверие языческой и христианской Руси

На Северо-Западе России уже много веков существует православный остров Валаам. Вернее, это не только один остров, но и прилегающая к Валааму гряда мелких островков, на которых живут монахи-отшельники. Север и сам по себе считается с точки зрения экологии кристально чистым местом на планете, а если там находится еще и центр православных молитвенников, то речь можно вести о священной экологии в этих местах.

Добраться на Валаам на автомобиле можно, но не до самого острова. По Мурманской трассе удобнее доехать до Петрозаводска и уже оттуда можно доплыть до Валаама на «Метеоре» или более медленных корабликах, которые возят на Валаам экскурсантов.

Несмотря на то, что в наше время этот заповедник православных молитвенников привлекает внимание просто светских туристов, (как они любят на Афон ездить за экзотикой, так же и на Север стремятся), верующим я бы посоветовал не следовать вслед за экскурсоводами — Валаам православный куда полезнее, когда человек не станет бегать, дабы побольше нафоткать и посмотреть. Лучше посидеть и помолиться на этой святой земле в уединении с Богом.

И, в то же время, я бы не советовал ретивость в противоположном направлении — поиске на Валааме для себя духовного наставника. Дело в том, что монахи-отшельники уединяются в таких глухих суровых местах не для того, чтобы людей чему-то наставлять. Схима это подвиг, призванный, прежде всего, усилить их молитвенное служение всем нам. Лишнее вовлечение в общение может лишь помешать монаху.

Из бытовых советов могу, исходя из собственного опыта, лишь добавить, что нелишним будет прихватить с собой провизию в виде сухого пайка и термоса с чаем. Дело в том, что питательный сервис там не особо развит круглогодично и чаще ориентирован на то, что большинство туристов кормится на тех теплоходах, которые их привозят. Поэтому особых разносолов на Валааме вам не предложат.

Особенности острова Ваалам во многом объясняются наличием большого количества железной руды на том самом месте, где воздвигнут знаменитый русский монастырь. Железнорудный субстрат и обеспечивает тот благоприятный энергетический ток, который чувствуют все, кто посещает это священное место. Не приходится сомневаться, что таковым оно было всегда. И задолго до того, как сюда пришли первые христианские монахи, испокон веков остров Валаам, благодаря своим геокосмическим особенностям, привлекал сюда людей независимо от того, какую религию они исповедовали.

… Валаам — не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров — крупнейший из четырех в устье Ладоги при впадении ее в Нёво (древнее название Ладожского озера). Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньше, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так и называют иногда — Северный Афон.

Хроники Святой Горы восходят ко временам апостольским. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом — Андреем Первозванным, благовестником русских земель. («Сей святой апостол Андрей, проходя Киевские и Новгородские пределы, проповедуя Христа, достиг и о. Валаама. Здесь... водрузив на горах Валаама спасительное знамя святого креста, положил твердое основание веры. По нем воссияли, как бы на тверди небесной, на о. Валааме две пресветлые звезды: богоносные отцы наши Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы, которые светом добродетельного жития своего... водворили сонм подвижников... светивших как окрестным, так и далечайшим странам...» («Валаамские подвижники». СПб., типография Лебедева, 1891).

Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия раньше, прославленным средоточием жизни духа. На острове Дивный до сего времени сохранился «языческий» круг из камней. Он скрыт теперь буйно разросшимся еловым лесом и не привлекает внимания, но древностью и величием не уступает знаменитому Стоунхенджу. А на других валаамских островах — высеченные на скалах кельтские кресты, камни, испещренные руническими письменами...

Название Валаам очень древнее. Его считают финским по происхождению. Оно имеет один корень со словами Аваллон, Валгалла, валькирия. Обыкновенно Валаам переводят Велесова Земля. По существу это верно. Славянский бог Велес (Волас) — покровитель волхвов, людей Знания. Четыре ладожских острова испокон века были вотчиной ведов — волхвов высшего Посвящения, духовных наследников тиетаев Беловодья. Но у названия Валаам есть более точный смысл: Земля Валы. По древнескандинавской мифологии Вала — Сын Одина (Единого). На староисландском Вала дословно означает Однодневный. Это смысловой иероглиф. Его сакральное значение — День Единого, и оно открывалось лишь Посвященным. Под этим разумелся День Божий — время Воздаяния, Суда или иногда Битвы в конце времен.

…Как передает Северная Традиция, архипелаг Нёво исконно был землей ордена Посвященных Валы. Прямые духовные наследники гипербореев, они хранили их предсказание о грядущем пришествии Света в мир — о великом Воплощении. Пророчество выражалось формулой, которая могла родиться лишь в землях крайнего севера или в самой Арктиде с ее полярными Днем и Ночью. Подобно тому, как солнце приходит с юга, так в землях юга будет рожден и Сын Солнца-Вышнего. В эпоху переселения на юг многие волхвы Валы отправились в это долгое странствие, уповая, что, если не им, то потомкам их будет суждено оказаться свидетелями События. Они дошли до земель нынешней Палестины, сохранив свое исконное Ведение... Во времена Моисея представитель этого древнейшего жреческого рода стал первомучеником за Христа — за предсказание о грядущем Его пришествии был убит Валаам, сын Веоров.

Точка зрения Северной Традиции на исток рода библейского Валаама интересна не только тем, что позволяет объяснить совпадение имени палестинского пророка и названия острова в устье Ладоги. Также и остальные мадиамские имена, упоминаемые в Писании, начинают «говорить», открывают свое значение, если понимать их как произошедшие с праантичного Севера, с тех именно его земель, где сейчас северо-запад России граничит со странами Скандинавии.

… Самое поразительное — древнее мадиамское именование священной горы Фасги. Во времена, когда Валаам, стоя на ее вершине, произносил Пророчество, гора эта называлась Нёво. То есть ее название в точности совпадало с исконным именем Ладожского озера, находящегося от Палестины на расстоянии около четверти диаметра Планеты.

Название Нёво происходит от старославянского не-вем. Оно означает Неведомое, Сокрытое, Заповедное. Так, согласно обычаю, славяне именовали всякое место Силы — священное пространство, куда заказан путь простым смертным. Это могло быть озеро с островами, где кромлех, или гора, на уступах которой устроены священные алтари.

Вот она, связь времен. Остров Валаам на озере Нёво, обитель уповающих на пришествие в мир Сына Божия за тысячелетия до Его рождения... и — Валаам-пророк, стоящий на горе Нёво и провозглашающий это упование «язычников». Так симметрично сомкнуты конец прошлого эона и начало нынешнего. «Омега» постгиперборейской истории духа есть «альфа» христианской истории, знакомой нам...

Гораздо ранее крещения князя Владимира в Херсонесе в 988 году было крещение русов в период 842-867 годов, о котором сообщают византийские источники и легендарное крещение князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве до 882 года , когда они были убиты пришедшим из Новгорода князем Олегом, захватившим город.

А в греческом источнике о житие Стефана Сурожского сообщается о крещении легендарного славянского князя Бравлина во второй половине VIII века, совершившего набег на город Сурож (Судак, Судеге) на рубеже VIII-IX веков…

Апостол Андрей водружает крест на Киевских горах.
Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Хорошо известна христианская миссия апостола Андрея который, по преданию, проповедовал на территории Руси и дошёл до северного острова Валаама на Ладоге и крестил многих славянских волхвов.
Хранившаяся в Валаамском монастыре древняя рукопись под названием «Оповедь», свидетельствовала:
«Андрей от Иерусалима прошед Голяд (Галатия), Косог, Родeн (о. Родос), Скеф, Скиф и Славен, смeжных лугами, достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славянска Великагo и, Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное Bращающееся Озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жpецы окрестились ».

Валаамский крест с лабиринтами

Из сказаний валаамской рукописи «Оповедь», известно, что на Валааме после апостола Андрея непрерывно существовало своё народное вече по образцу Новгородского вече, и что каменный крест апостола Андрея сохранялся на острове Валаам вплоть до самого основания на острове монастыря остров Валаам принадлежал славянам и находился в гражданском союзе с Новгородом.

На Валааме не исчезли следы христианской веры до преподобного до времени преподобного Сергия Валаамского, хотя рядом с христианством уживалось и язычество.

Согласно свидетельству «Оповеди» русские волхвы принимали христианства не только во времена Андрея Первозванного, но и в последующие века, когда они принимали и священнический сан. На Валааме двоеверие просуществовало до XIV века.

До крещения князя Владимира в Корсуне в 988 году , на Руси уже повсюду строились христианские церкви и христианство не только вполне мирно уживалось с язычеством, но и играло значительную политическую роль при сыне князя Рюрика, великом князе киевском Игоре (ок. 878-945)

Существует версия о принятии князем Владимиром и его дружинниками готского христианства с арианским исповеданием. Это подтверждается в полуарианском тексте символа веры, принятом князем Владимиром употребляется формула «подобосущие », а в православии, употребляется формула «единосущие ». Главной христианской кафедрой на Руси при князе Владимире стала независимая от греков автокефальная Тмутараканская Архиепархия на Таманском полуострове, которая существовала там целое столетие. Это была «митрополия Росиа», охватывавшая также территорию всего Крыма, то есть была церковно-административной единицей древней Готской Архиепархии.

Крещение Владимира и распространение христианства на Руси на рубеже X-XI веков исторически и преемственно связано не с Константинополем, а с миссией братьев Кирилла и Мефодия из Моравии и Паннонии, и с Болгарской церковью, откуда на Русь вместе с письменностью пришла вся христианская литература. Болгарская Охридская архиепископия (греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος) в 1019-1767 годах была независима от Константинополя, и при князе Владимире Русская церковь имела широкую автономию в канонических отношениях.

Крещение князя Владимира было совершено в Корсуни (Херсонесе Таврическом), но корсунское христианство, по мнению историков, не может отождествляться с константинопольским.
Глаголическое письмо было, вероятно, готской тайнописью и сам готский алфавит считался «русским письмом». Первые русские Евангелия были написаны глаголицей, а не кириллицей, их впервые обнаружил Кирилл именно в Корсуни, и уже на основе этого глаголического готского алфавита было создано кириллическое письмо.

Ирландский монах Вергилий (ум. в 784 г.) в течение нескольких десятилетий просвещал западных славян в Моравии и Паннонии. А. Г. Кузьмин в книге «Руги и Русы на Дунае» предположил, что, именно ирландский миссионер Вергилий был первым создателем христианской азбуки под названием «глаголица», которая была создана на столетие раньше «кириллицы».

В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].

Серебро, позолота, чернение
Размер: 41×20 мм
Вес: ~ 13,4 гр

Нательный крест посвящен Спасо-Преображен­скому Ва­ла­ам­­­скому мужскому мона­стырю и выполнен по благо­словению обители. Он имеет форму, характерную для крестов Русского Севера, где вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонталь­ная – прямоугольна. Такая фор­ма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически пока­зы­вает связь земного с небесным. Кроме того, отличаясь большой площадью, она благоприятствует размещению в поле креста ико­нографических изображений, рас­кры­вающих эту связь в конкретном смысле.

Главным смысловым цент­ром креста является икона «Преображение Господне», за­ни­­мающая всю его лицевую сторону. В верхней части креста присутствует надпись на церковно-славянском языке: преwбражeніе гDне. Такой выбор иконографии вместо традиционного Распятия, конечно, определило название Валаамского мона­сты­ря, главный престол которого освящен в честь праздника Преображения Господня. Но не только это. В поле креста проявляет­ся крестообразность композиции иконы «Преображение», и становится ясно, что Преображение возвещает нам о Кресте, но этот «Крест уже источает свет Пасхаль­ного утра». Такая композиция помогает лучше понять глубокую связь двух евангельских событий – Преображения и Распятия.

Преображение Христа на горе Фавор произошло за сорок дней до Его распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере в Христа как Сына Божия, чтобы она не поколебалась в момент крестных страданий Спасителя. В кондаке праздника говорится: «…да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси во истину Отчие сияние». О страстях Христовых говорят и явившиеся в тот момент пророки Моисей и Илия. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9.31). Празднование Преображения установлено 6 (19) августа за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября), который, по сути, соответствует Великой Пятнице. Такое отклонение от реальной евангель­ской хронологии объясняется нежелательностью со­впадения торжественного празд­ника с пе­риодом Великого поста.

Для нас особое значение имеет антро­пологический и сотериологи­ческий смысл двух евангельских событий. По учению Святых Отцов, Распятие и Крест – это путь нашего спасения. Мало находиться рядом с распятым Христом, душевно сопереживая Ему, необходимо со-распинаться с Ним. А Преображение Христа показывает цель нашей жизни – обожение человеческой природы. «Бог – человек бывает, да человека Богом соделает». С той разницей, что че­ловеку это совершается по благодати. Мы знаем, что нательный крест всегда является символом Христа и Его спасительной жертвы, а также – символом нашего крестного пути, независимо от того, присутствует на нем Распятие или нет. (В нашей работе дополнительно выделяет идею Распятия об­раз Голгофского Креста на лицевой стороне оглавия.) «Преображение» же на нательном кресте указывает цель крестного пути. Оно не должно прельщать нас, умаляя Распятие, но и, как когда-то апостолам, должно давать надежду и утешение на трудном крестном пути.

Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному, на­чинающим Он открывается в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Также он определяет и три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. И если в католической Церкви вершиной святости являются стигматы, полученные в результате медитаций перед Распятием, то есть душевно-плотское единство со страстями Христа, то православные свя­тые – это «боги по благодати», причастники Божественного света. Возможность такого обожения закреплена в догматическом уче­нии Православной Церкви о Фаворском свете, который «есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излия­нием Благодати Пресвятой Троицы, просвещаю­щий мир».

Это учение было основано на древней практике монашеского духовного дела­ния – исихазме (греч. Ησυχια – безмолвие). Наибольшее развитие исихазм получил в XIV в. в монастырях святой горы Афон. Знаменательно, что вершина Афона венчает­ся храмом Преображения, то есть гора Афон духовна и осмысляется как Фавор.

Оборотная сторона креста рас­­­кры­вает идею Валаамского монас­тыря как места присутствия Божией благодати. Как и в случае с Афоном, Валаам – образ Фавора, и образ Преобра­жения. На оборотной стороне представлены причастники Фаворского Божественного света. В центре креста – Валаамский образ Божией Матери, а на горизонтальной балке – поколенные фигуры святых основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских. В верхней части креста изображена небесная сфера, из которой на Богородицу и святых исходят три луча света, как символ нетварного Фаворского света, имеющего Троичную природу. Такое композиционное решение является иллюстрацией традиционной над­писи на свитке преподобного Германа: «Трисолнечный свет православно славим и нераздельной Троице покланяемся», а также слов тропаря к празднику «Преображение Господне», написанных в нижней части креста: «Да возсіsетъ и3 нaмъ грЁшнымъ свётъ тв0й присносyщный мл7твами бцdы. Свэтодaвче, слава тебЁ».

Валаамский образ Божией Матери был явлен как чудотворный в Спасо-Пре­об­раженском мужском монастыре в 1897 г. С его явлением связывают духовное сви­детельство Богородицы о Ее Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1877 г. Валаамским монахом Алипием в иконописной традиции Афона конца XIX в.

В настоящее время чудотворный образ находится в Преображенском соборе мо­настыря Новый Валаам в Финляндии. На Валааме же находится чтимый список иконы, созданный монахами в 1900 г. Празд­нование иконе совершается 01 (14) июля.

Сведения о житии преподобных Сергия и Германа очень скудны и противоречивы, так как монастырские летописи погибли во вре­мя многочисленных разруши­тельных войн и нашествий. Устное Предание говорит о начале иночес­кой жизни на Валааме еще при княгине Ольге и что святые основате­ли обители были греческими монахами. Письменные источники конца XIX в. со­общают, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в.

Но что не вызывает сомнения, так это праведность и духовный подвиг святых подвижников, стяжавших благо­дать
Божествен­ного света и просветившего им карельские народы и север Руси, а также молитвенная помощь преподобных и многие чудеса, явленные ими по молитвам верующих. Память святым Сергию и Герма­ну совершается 28 июня (11 июля), 11 (24) сен­тября и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Нательный крест посвящен Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю и выполнен по благословению обители. Он имеет форму, характерную для крестов Русского Севера, где вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонтальная - прямоугольна. Такая форма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически показывает связь земного с небесным. Кроме того, отличаясь большой площадью, она благоприятствует размещению в поле креста иконографических изображений, раскрывающих эту связь в конкретном смысле.

Главным смысловым центром креста является икона «Преображение Господне», занимающая всю его лицевую сторону. В верхней части креста присутствует надпись на церковно-славянском языке: преwбражeніе гDне. Такой выбор иконографии вместо традиционного Распятия, конечно, определило название Валаамского монастыря, главный престол которого освящен в честь праздника Преображения Господня. Но не только это. В поле креста проявляется крестообразность композиции иконы «Преображение», и становится ясно, что Преображение возвещает нам о Кресте, но этот «Крест уже источает свет Пасхального утра». Такая композиция помогает лучше понять глубокую связь двух евангельских событий - Преображения и Распятия.

Преображение Христа на горе Фавор произошло за сорок дней до Его распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере в Христа как Сына Божия, чтобы она не поколебалась в момент крестных страданий Спасителя. В кондаке праздника говорится: «…да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси во истину Отчие сияние». О страстях Христовых говорят и явившиеся в тот момент пророки Моисей и Илия. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9.31). Празднование Преображения установлено 6 (19) августа за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября), который, по сути, соответствует Великой Пятнице. Такое отклонение от реальной евангельской хронологии объясняется нежелательностью совпадения торжественного праздника с периодом Великого поста.

Для нас особое значение имеет антропологический и сотериологический смысл двух евангельских событий. По учению Святых Отцов, Распятие и Крест - это путь нашего спасения. Мало находиться рядом с распятым Христом, душевно сопереживая Ему, необходимо со-распинаться с Ним. А Преображение Христа показывает цель нашей жизни - обожение человеческой природы. «Бог - человек бывает, да человека Богом соделает». С той разницей, что человеку это совершается по благодати. Мы знаем, что нательный крест всегда является символом Христа и Его спасительной жертвы, а также - символом нашего крестного пути, независимо от того, присутствует на нем Распятие или нет. (В нашей работе дополнительно выделяет идею Распятия образ Голгофского Креста на лицевой стороне оглавия.) «Преображение» же на нательном кресте указывает цель крестного пути. Оно не должно прельщать нас, умаляя Распятие, но и, как когда-то апостолам, должно давать надежду и утешение на трудном крестном пути.

Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному, начинающим Он открывается в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Также он определяет и три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. И если в католической Церкви вершиной святости являются стигматы, полученные в результате медитаций перед Распятием, то есть душевно-плотское единство со страстями Христа, то православные святые - это «боги по благодати», причастники Божественного света. Возможность такого обожения закреплена в догматическом учении Православной Церкви о Фаворском свете, который «есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излиянием Благодати Пресвятой Троицы, просвещающий мир».

Это учение было основано на древней практике монашеского духовного делания - исихазме (греч. Ησυχια - безмолвие). Наибольшее развитие исихазм получил в XIV в. в монастырях святой горы Афон. Знаменательно, что вершина Афона венчается храмом Преображения, то есть гора Афон духовна и осмысляется как Фавор.

Оборотная сторона креста раскрывает идею Валаамского монастыря как места присутствия Божией благодати. Как и в случае с Афоном, Валаам - образ Фавора, и образ Преображения. На оборотной стороне представлены причастники Фаворского Божественного света. В центре креста - Валаамский образ Божией Матери, а на горизонтальной балке - поколенные фигуры святых основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских. В верхней части креста изображена небесная сфера, из которой на Богородицу и святых исходят три луча света, как символ нетварного Фаворского света, имеющего Троичную природу. Такое композиционное решение является иллюстрацией традиционной надписи на свитке преподобного Германа: «Трисолнечный свет православно славим и нераздельной Троице покланяемся», а также слов тропаря к празднику «Преображение Господне», написанных в нижней части креста: «Да возсіsетъ и3 нaмъ грЁшнымъ свётъ тв0й присносyщный мл7твами бцdы. Свэтодaвче, слава тебЁ».

Валаамский образ Божией Матери был явлен как чудотворный в Спасо-Преображенском мужском монастыре в 1897 г. С его явлением связывают духовное свидетельство Богородицы о Ее Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1877 г. Валаамским монахом Алипием в иконописной традиции Афона конца XIX в.

В настоящее время чудотворный образ находится в Преображенском соборе монастыря Новый Валаам в Финляндии. На Валааме же находится чтимый список иконы, созданный монахами в 1900 г. Празднование иконе совершается 01 (14) июля.

Сведения о житии преподобных Сергия и Германа очень скудны и противоречивы, так как монастырские летописи погибли во время многочисленных разрушительных войн и нашествий. Устное Предание говорит о начале иноческой жизни на Валааме еще при княгине Ольге и что святые основатели обители были греческими монахами. Письменные источники конца XIX в. сообщают, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в.

Но что не вызывает сомнения, так это праведность и духовный подвиг святых подвижников, стяжавших благодать Божественного света и просветившего им карельские народы и север Руси, а также молитвенная помощь преподобных и многие чудеса, явленные ими по молитвам верующих. Память святым Сергию и Герману совершается 28 июня (11 июля), 11 (24) сентября и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Крест Валаамский был посвящён Спасо - Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю. Он имеет форму, очень характерную для распространённого на Севере России. Вертикальная балка в разные стороны от центра расширяется, а та, что лежит по горизонтали, имеет форму прямоугольника. Композиция с такой сильно очерченной вертикалью, подчёркивает неразрывность Земли и Неба.

Смысловым центром изделия считается иконка «Преображение Господне», которое расположено на его лицевой стороне. Сверху Креста начертаны слова, в переводе с церковно-славянского «Преображение Господне». Подобный вид композиции проводит параллель между двумя важнейшими христианскими событиями.

Само Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор за сорок дней до дня Его распятия. Это событие было направлено на то, чтобы помочь каждому из учеников Спасителя и ради всего человечества. Празднуют 6 (19) августа.

Как утверждают Отцы Церкви, Распятие и Крест - это пути к нашему спасению. Но для того, чтобы спастись, нужно не просто быть вместе с распятым Иисусом Христом, необходимо искренне сопереживать Ему, попытаться испытать все те муки, которые перенёс Он ради нас. А праздник Преображения Иисуса Христа дарит нам цель в жизни - обожествление человеческой природы. Нам всем хорошо известно, что нательный православный крест есть символ Иисуса Христа и его крестной, а для нас спасительной жертвы и нашего земного пути, вне зависимости от того, будет в нём Распятие или его не будет.

Также, существует и второе значение нательного креста в жизни человека: он дарит нам веру, надежду и утешение на трудном жизненном пути.

Святой Максим Исповедник наставлял, что Иисус Христос открывает себя каждому по-своему. Начинающим христианам он открывает себя в облике раба, а тому, кто уже взошёл на высоту боговидения, Он уже является в облике самого Бога. Он определил трёхступенчатость морального восхождения каждого христианина на Фавор: процесс очищения, просвещения и обожения.

В Православии святой - это бог по благодати, причастник Божеского света. Такое обожение закреплено в догмате учения о Фаворском сиянии, которое не просто излучает свет самого Божества, но ещё и просвещает весь человеческий мир.

Данное учение основывалось на давней практике монахов, а именно духовном делании, которое получило название исихазм (в переводе с греческого языка - молчание, безмолвие). Очень популярно оно стало в четырнадцатом столетии в ряде монастырей на святой горе Афон. Необходимо подчеркнуть, что на вершине этой горы находится храм Преображения, а сама она олицетворяет собой гору Фавор.

Обратная сторона Валаамского креста отмечает, что Валаамский монастырь является местом, где всегда присутствует Божья благодать. Как и гора Афон, Валаам также является олицетворением горы Фавор и образа самого Преображения Господнего. С обратной стороны видно изображение причастников Божьего света. В центральной части креста Валаамский образ Богоматери. В области горизонтальной балки можно видеть фигуры людей, которые основали этот монастырь - Сергий и Герман Валаамский.

Вверху креста изображение небесной сферы, со стороны которой на Божию Матерь нисходят три светлых луча, являющиеся символом света горы Фавор, который имеет Троичную природу. Такая композиция иллюстрирует надпись на свитке Германа Валаамского, в котором гововорится о восхвалении трисолнечного света и поклонении святой Троице. Внизу начертаны слова тропаря, предназначенные к празднику «Преображения Господнего».

Явление Валаамского образа Божьей Матери считают чудотворным. Его явление было в Спасо-Преображенском мужском монастыре в 1897 году. С этим событием связано духовное свидетельство самой Богородицы о Её Покрове Валаамскому монастырю, как Северному Афону.

Сама икона была написана в 1877 году монахом из Валаама по имени Алипий в Афонских иконописных традициях конца девятнадцатого начала двадцатого столетия.

В данное время этот образ пребывает в Преображенском соборе монастыря Новый Валаам в Финляндии. А День её празднования приходится на первое (четырнадцатое) июля.

До настоящего времени сохранилось очень мало сведений о жизни Преподобных Сергия и Германа, к тому же они очень различны. Все летописи монастыря, к сожалению, погибли из-за постоянных войн и набегов иноземных армий. По преданию считается, что ещё во время правления княгини Ольги иноческая жизнь на Валааме уже существовала и что основателями монастыря были греческие монахи Сергий и Герман.

Письменный источник сообщает о том, что Сергий и Герман жили в четырнадцатом столетии.

Единственное, что не подлежит сомнениям, так это праведная и духовная жизнь этих монахов, которых все считают святыми подвижниками, стяжавшими благодать и очень много сделавших для людей через молитву, совершали множество чудес по молитвам верующих.

Днями памяти Святых Сергия и Германа считают 28 июня (11 июля), 11 (24) сентября и третья Неделя пятидесятницы одновременно с собором всех Новгородских святых.