История патриарха иосифа. Хронологический список патриархов русской православной церкви

Иосиф, пятый Всероссийский патриарх , „родом владимерогородец“, был призван на московскую первосвятительскую кафедру из архимандритов московского Симонова монастыря и посвящен в патриарха 27-го марта 1642 г. В первые же годы своего служения в сане патриарха Иосиф вынужден был принять близкое участие в полемике с протестантизмом, которою (полемикой) тогда было живо заинтересовано высшее московское придворное общество, по поводу сватовства датскаго королевича Вольдемара с царевной Ириной Михайловной. Патриарх Иосиф употребил значительную энергию, чтобы склонить датского принца оставить протестантизм и принять православную веру; с этой целию он посылал ему от своего имени два послания, в которых выяснялись догматические заблуждения лютеран.

Наиболее важною стороной церковной деятельности патриарха Иосифа было печатание богослужебных и других книг. Предварительное исправление богослужебных книг совершалось по прежнему методу - только чрез сличение славянских списков, вследствие чего существо дела не улучшалось. Одни из напечатанных при патр. Иосифе книг были сходны с Иовлевскими изданиями, другие - с Филаретовскими, третьи с Иоасафовскими, а четвёртые во многом отличались от всех их. Особенного внимания заслуживает то обстоятельства; что преимущественно при патр. Иосифе в богослужебные книги вкрались те ошибки, которые впоследствии стали отличительными признаками учения раскольников. Из богослужебных книг при патриархе Иосифе изданы в Москве: Нравоучительные писания некоторых свв. отцов и учителей церкви, краткий катехизис митр. Петра Могилы, „книга Кормчая“, полемические и апологетические сборники: 1) „сборник о чести св. икон и о поклонении; 2) „Кириллова книга“ и 3) „книга о вере“ и, наконец, славянская грамматика, представляющая перепечатку грамматики Мелетия Смотрицкого. Вообще же при патр. Иосифе напечатано 36 названий книг, т. е. столько, сколько не печаталось ни при одном из предшествующих патриархов. Если в патриаршество Иосифа книжная справа была поставлена по-прежнему неудовлетворительно вследствие недостатка людей, знающих греческий язык, то при том же святителе и с его благословения в Москве зародилась заря нового просвещения, дававшая хорошие надежды на будущее. В 1649 г. боярином Ртищевым было открыто в Москве Андреевское училище, куда в качестве учителей приглашены из киевских монастырей „иноки известные в учении грамматики славянской и греческой, даже до риторики и философии“. Эти прибывшие иноки, в числе которых были между прочим Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, составили из себя учёное Ртищевское братство, немало потом содействовавшее должной постановке исправления церковно-богослужебных книг. Кроме основания Ртищевскаго братства, патриарх Иосиф и другим обстоятельством доказал свое искреннее желание содействовать достижению единомыслия русской церкви с церковию восточной в вопросах богослужебно-обрядовой практики. Когда в 1649 г. прибыл в Москву иерусалимский патр. Паисий и стал указывать на значительный обрядовые отступления России от Востока, то царь и патриарх решили отправить на Восток для знакомства с тамошними церковными порядками старца Арсения Суханова, знавшего греческий язык. Арсений дважды ездил на Восток, но по возвращении из вторичной поездки уже не застал патр. Иосифа в живых. Заботясь о назревшем вопросе русской церковной жизни, патриарх Иосиф обращал внимание и на нравственное состояние паствы. В этом смысле он разослал в 1646 г. окружной наказ духовным лицам и мирянам, где увещевал - первых неленостно проходить пастырское служение, а вторых - жить по заповедям Божиим и с благоговением относиться к церковному богослужению. В 1647 г. патр. Иосиф от своего имени и от лица освященного собора издал другое уложение, запрещавшее работать и торговать в часы богослужений по воскресным и праздничным дням. В патриаршество Иосифа совершилось открытие нетленных мощей некоторых св. угодников Божиих, напр. преп. Александра Свирского, великого князя Георгия Всеволодовича, преп. Кирилла Новоезерского, преп. Саввы Сторожевского. Наконец, при патриархе Иосифе были установлены некоторые всероссийские праздники (напр. 22 октября) и перенесены в московский Успенский собор: прах патр. Иова из Старицы и мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. Отношения патриарха к царю, - по крайней мере к молодому Алексею Михайловичу, - были весьма хорошие: молодой царь питал к святителю глубокое уважение, как это можно видеть из его письма к новгородскому митр. Никону по поводу смерти патриарха, но все-таки последний не имел влияния на царя в управлении им государством, что особенно рельефно видно на истории возникновения в 1650 г. монастырского приказа, как самостоятельного учреждения, отнявшего у церкви часть её исконных судебных прав и внёсшего впоследствии не малую смуту в жизнь русской церкви. Патриарх ничего не сделал в данном случае для того, чтобы отстоять неприкосновенность церковной юстиции.

Из сочинений, вышедших под авторским именем патриарха Иосифа, кроме вышеупомянутых двух посланий к королевичу Вольдемару известно еще „поучение... архиереом, и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину“, с которым святитель обращался к пастве при своем вступлении на патриаршую кафедру. Это поучение не есть оригинальное произведение самого патр. Иосифа; последнему принадлежит только внешняя, так сказать, концепция материала, извлеченная из прежде известных сборников. Скончался патр. Иосиф 15-го апреля 1652 г. и погребен в московском Успенском соборе.

Общий очерк жизни и деятельности патриарха Иосифа см. в Истории русской церкви м. Макария XI, 2, стр. 95-179, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского, Москва 1889, стр. 87-88. О содержании посланий патриарха Иосифа к датскому королевичу Вольдемару и вообще об участии святителя в деле последнего см. у проф. А. П. Голубцова, Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны, Москва 1891; о посольстве на Восток Арсения Суханова см. исследование С. А. Белокурова, Арсений Суханов I, Москва 1891.

* Николай Николаевич Писарев,
священник., маг. бог., доцент Казанской
духовной академии и настоятель
Николо-Вешняковской церкви.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 442. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Пятый патриарх московский и всея Руси, преемник Иоасафа І и предшественник Никона, умер 15 апреля 1652 г. Уроженец г. Владимира на Клязьме, он избран был на патриаршество 20 марта 1642 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, по закрытому жребию, из шести избранных царем Алексеем Михайловичем кандидатов.

Деятельность его на патриаршем столе была направлена прежде всего на заботы и мероприятия для благоустройства церкви.

В 1646 г. пред началом великого поста патриарх разослал "окружной наказ" миру и мирянам о том, чтобы пост был всеми соблюдаем во всей строгости, чтобы все приходили в церковь неопустительно и стояли в ней благочинно, молясь со слезами о своих грехах; сборщиков, которые ходили по церквам с блюдами и образами, а равно нищих, которые иногда заводили в церкви брань и драки, приказано было не впускать в церковь во время богослужения.

Священнослужителей, которые "почнут ходить безчинно и пьянствовать", патриарх грозил "смирять большим смирением", а о мирянах, которые будут непослушны духовным отцам, приказывал доносить ему, патриарху, после чего "на всех тех непослушных будет государев указ". В 1647 г. состоялось постановление патриарха и целого собора иерархов о том, чтобы, начиная с благовеста к вечерне накануне всех воскресных и праздничных дней и в эти самые дни затворять торговые ряды и бани, прекращать всякую работу и всем православным собираться в храм для молитвы; открывать торговлю в воскресенье и праздники дозволялось лишь с четырех часов вечера; исключение делалось единственно для торговли кормом скоту. Подобным же образом запрещена была торговля во все продолжение крестных ходов, пока с крестами не придут в соборную церковь. - Наиболее важным событием патриаршества Иосифа было издание богослужебных и церковноучительных книг, - в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников, - отчасти прежде издававшихся, отчасти новых, причем иные издания в его патриаршество повторены были по нескольку раз (Псалтырь, богослужебная и вместе учебная - восемь раз, другие богослужебные книги - от двух до пяти раз; всего было издано 19 богослужебных книг). Из книг церковно-учительных замечательны издания житий русских святых (Саввы, Сергия и Никона Радонежских), творений отцов церкви (Ефрема, Феофилакта болгарского, Дорофея, Анастасия Синаита, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Епифания Кипрского, Златоуста, Кирилла туровского и многих других); издаваемы были также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов (сборник творений святых отцов о почитании икон, "Кириллова книга", "Книга о вере" и другие), канонические ("Собрание о артикулах веры", "Кормчая" и другие), - всего 36 названий книг, в том числе 14 раньше не издававшихся на Руси. Книги печатались с прежних славянских списков, иногда с значительными переменами и прибавлениями, но без сличения с греческими подлинниками; и хотя для этого дела избраны были "лучшие" люди из тогдашнего московского духовенства (Иоанн Наседка, Михаил Рогов, архимандрит Сильвестр, протопоп Иоаким, старцы Савватий, Евфимий и Матфей, миряне Шестой Мартемьянов, Захарий Афанасьев, Захарий Новиков), но по причине малой образованности этих "справщиков", число неисправностей и погрешностей в книгах в это время значительно увеличилось сравнительно с прежними изданиями и, что особенно важно, в это время в них внесены были те ошибочные мнения, которые составляют учение раскола.

По выражению архиепископа Филарета, справщики "не оставили в покое почти ни одной строки в прежних книгах". Учение о двуперстии для крестного знамения до Иосифа существовало лишь в "большом катихизисе", Лаврентия Зизания издания 1627 года, при Иосифе оно внесено было также в предисловие к "псалтири", книге особенно распространенной, в "следованную псалтирь", в "Кириллову книгу", в "книгу о вере" и в "малый катихизис". Учение о сугубой аллилуйи до Иосифа в богослужебных книгах не существовало, а при нем оно внесено в "служебник", "часослов" и другие.

Неизвестно, не замечал ли только престарелый патриарх этих новшеств, положившись всецело на своих справщиков, или и разделял эти мнения сам. Не прежде, как после указания бывшего в Москве в 1649 г. иерусалимского патриарха Паисия, у царя и патриарха Иосифа возникла мысль о необходимости сличения печатаемых славянских книг с греческими подлинниками, а равно русских обрядов с обрядами церквей восточных, для чего и был отправлен на восток Арсений Суханов, который с своими наблюдениями и заключениями по этому предмету и с массою - свыше 700-старинных греческих книг возвратился уже по смерти патриарха Иосифа.

В конце патриаршества Иосифа обнаружилось решительное движение против изменений, внесенных в богослужебные книги справщиками, и стремление надавать эти книги не иначе, как по сличении их с греческими подлинниками, чему способствовало влияние бывших в России греков, а также Никона, в это новгородского митрополита.

Такое же происхождение имело и еще одно важное предприятие, впрочем неосуществившееся в это время - издание славянской библии, исправленной по греческому тексту, для чего были присланы из Киева, согласно воле царя Алексея, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

В патриаршество же Иосифа боярин Ртищев основал близ Москвы монастырь, в котором до тридцати прибывших из Киева ученых монахов преподавали желающим славянскую и греческую грамматику, риторику и философию - что было, по-видимому, плодом внушений царю со стороны Никона: патриарх дал свое "благословение" одновременно с царским на то "изволением". По инициативе царя, несомненно под влиянием Никона, поднят был вопрос об отмене, так называемого "хомового" или "раздельно-речного" пения и многогласия (т. е. одновременного пения и чтения несколькими лицами) различных частей церковной службы - например шестопсалмия и кафизм - ради скорейшего ее совершения); патриарх Иосиф открыто противился этому нововведению, отстаивая старину.

Узость своих взглядов и недостаточное знание правил церковных патриарх Иосиф особенно ясно обнаружил в своем послании "о великих церковных потребах" к Константинопольскому патриарху Парфению, писанном в 1650 г.; в этом послании он спрашивал указаний по таким вопросам, ясные ответы на которые имелись в cуществующих церковных канонах и даже в Священном Писании, как например: "можно ли многим архиереям и иереям служить литургию на двух потирах"? "могут ли муж и жена произвольно оставлять друг друга для поступления в монастырь кого-либо из них"? "может ли священнослужитель жениться на вдове"? "следует ли в службах церковных соблюдать единогласие"? Патриарх Парфений ответил на эти вопросы отчасти разъяснениями, которые содержались уже в готовом виде, в церковных книгах, отчасти простыми указаниями на соответствующие церковные правила.

Что касается отмены "многогласия" в церковных службах, то патриарх настолько решительно отстаивал его, что понадобилось составить собор иерархов для решения этого вопроса, и только когда собор единогласно высказался за отмену многогласия, патриарх не противоречил более. - Наконец бывшие в Москве при патриархе Иосифе догматические споры московских богословов, протопопов Никиты и Михаила, ключаря Ивана Наседки, с протестантским пастором Матвеем Фильгобером, прибывшим в Москву, в свите датского королевича Вольдемара, представляют весьма интересный факт в истории русского богословия.

Речь шла об обливательном крещении, о таинстве священства, о почитании святых и икон, и русские богословы выказали большое знание дела и начитанность, а от лица патриарха составлено было и общее изложение догматов православной веры. Наконец при Иосифе, без всякого его противодействия, учрежден был Монастырский Приказ, причем духовенство было по всем гражданским и уголовным делам сделано подсудно мирским чиновникам; против этого Приказа впоследствии, как известно, сильно восставал Никон. От патриарха Иосифа сохранилось "поучение архиереям и священноинокам и мирским иереям", которое он при самом вступлении на патриаршескую кафедру напечатал и разослал всему духовенству.

Оно состоит из трех частей: в первой речь обращена специально к духовному чину; во второй - к князьям, судьям и всем православным; в третьей опять обращает речь к иереям - с изложением канонов церковных, относящихся к их служению.

По обилию мыслей и всесторонности изложения обязанностей пастырей церкви, а также и обязанностей мирян по отношению к церкви - послание Иосифа одно из лучших произведений этого рода; но, без сомнения, оно было составлено не самим патриархом, а кем-либо из близких к нему людей. - По выражению митрополита Макария, как правитель церкви Иосиф не оставил по себе доброй памяти.

Он отличался пристрастием к накоплению богатств.

После него одной "келейной казны", составлявшей его личную собственность, осталось 13400 руб. и множество ценной серебряной утвари; домовой же патриаршей казне им собрано было до 15000 руб., суммы, потому времени весьма значительной. - Жалуемые царем драгоценные материи, парчи и т. п. Иосиф продавал и обращал в деньги, имея в виду купить большие земельные владения.

Духовенство патриаршей области жаловалось на него за то, что всем ставленникам для поставления, а также попам, имевшим надобность в перехожих грамотах, он велел являться к нему в Москву, хотя бы из самых отдаленных мест области, которая простиралась более чем на 800 верст, вместо того, чтобы дозволять им, как было прежде, посвящаться у ближайших к местам их служения архиереев, - что разоряло священнослужителей и их семьи и обогащало патриарших подъячих.

Скончался патриарх Иосиф среди тяжких огорчений, испытанных им от споров о "хомовом" пении, во время которых все были против него. Патриарх Иосиф, подобно своему предшественнику титуловался не "государем", а только "великим господином". Митр. Макарий, "История русск. церкви", т. XI; Филарет, архиеп. черниговский, "История русск. церкви"; Соловьев, тл. IX - X; Мансветов, "Как правились на Руси церковные книги"; Белокуров, "Арсений Суханов". ?. Б. {Половцов} Иосиф, патриарх московский и всея Руси (с 1642 по 1652) - пятый патриарх московский и всея Руси. Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству.

Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины (см. соотв. статью); сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми).

Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства, в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядства эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова (см. соотв. статью), для сличения веры русских с верой греков; при преемнике И. он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При И., хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него - так назыв. "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, в т. д. И. посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти И. - корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.

Н. Б. {Брокгауз} Иосиф, патриарх Московский и всея Руси - патриарх Московский и всея Руси. Родился в городе Владимире-на-Клязьме, где его родной брат служил соборным протоиереем.

С 1639 года - архимандрит Московского Симонова монастыря. 20 марта 1642 года он был избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол, а через семь дней, 27 марта, состоялась торжественная интронизация.

Это был пятый русский патриарх.

Избирался он несколько своеобразно.

Царь Михаил Федорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев.

Также поступили и с другими тремя жребиями.

И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита.

Избранным оказался Иосиф. Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царем Алексеем Михайловичем.

Особенно они обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком "боголюбцев". Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чем настаивали "боголюбцы" во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым.

В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения.

Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом - кафизмы, в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры.

Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами.

Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния.

Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов "освященного собора". Е. Е. Голубинский не без основания полагал, что резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: "Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны". Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы.

На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принес в дар новой церкви частичку ризы Господней.

Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. В 1649 году справщики московской типографии подготовили к печати "в научение детям" полемический Краткий катехизис Петра Могилы.

Учебная литература, представленная прежде лишь специальными Псалтирями, Часовниками, Азбуками и Букварями, пополнилась "Грамматикой" Мелетия Смотрицкого (1648). В истории русской книжности патриарх Иосиф остался прежде всего как покровитель книгопечатания.

При нем было издано столько печатных книг, сколько не выходило ни при одном его предшественнике: всего 92 названия, многие из которых неоднократно переиздавались.

Столичные типографы по благословению патриарха Иосифа выпустили немало новых, ранее никогда в Москве не печатавшихся изданий.

Было начато благое дело сличения богослужебных книг с греческим текстом.

Для осуществления этого намерения в 1649 году были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других.

Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения.

В результате это благое начинание не дало положительных результатов.

Тогда же был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения.

При патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича.

При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество: патриарха Иова из Старицы, святого патриарха Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловецкого острова. 5 апреля 1652 года во время встречи мощей патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот, смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава". Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 года скончался, не дождавшись прибытия мощей святителя Филиппа.

Погребен в Московском Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

После смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.

Завещания патриарх Иосиф не оставил, и все его накопления, по указанию царя, в основном были розданы на монастыри и церкви.

Труды: Патриаршее поучение // Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа патриарха Московского // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891; 1888. - Т. 42, с. 327-381. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. - М., 1891, с. 126-175. Два послания датскому королевичу Вальдемару от 21 апреля и 23 мая 1644 года // Голубцов А. П. Памятники прений о вере, вызванных делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1846-1918; 1892. - Кн. 2, отд. 2, с. 164-165. Моление к мощам патриарха Иова // Николаевский П. Ф. Материалы по истории русской церкви // Христианское чтение. - СПб., 1885, сентябрь-октябрь, с. 503-504. Литература: Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 11, с. 95-179. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888. - Пер. 4, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 2, с. 1274,1275,1277,1278,1279,1553-1557; т. 3, с. 201, 202, 207. Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги. Материалы для истории книжной справы в XVII столетии. - М., 1883. Белокуров С. А. Арсений Суханов: в 2 ч. - М., 1891-1893. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 44, 511, 516, 519, 527, 528. Богословский М. С, протоиерей.

Московская иерархия.

Патриархи. - М., 1895, с. 21-24. Четыркин Ф. В. Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России. - СПб., 1893, с. 42, 43, 47. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 6,151. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 131. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913. - с. 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 74, 95,106. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 99. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 653, 654. Сборник для любителей духовного чтения. - М., 1888, с. 304. Всероссийский календарь. - СПб., истор. отдел., 1917, с. 87. Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 1, с. 515. Православный собеседник. - Казань, 1874, июнь, с. 50. Исторический вестник. - СПб., 1882, май, с. 365. - 1884, июнь, с. 680. - 1888, июнь, с. 701-704. - 1890, июль, с. 204. - 1904, февраль, с. 688. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1876, июнь, с. 384. - 1879, апрель, с. 734. Журнал Московской Патриархии. - М., 1944, № 9, с. 14. -1945,№3.-с. 66-69. - 1948,№3. - Сб. - 1954, № 4, с. 11. Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 6 (Скворцов Н., Московский кремль). - 1901. - Кн. 1, № 2, с. 219. - 1910. - Кн. 1, № 3, с. 421, 422. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 442-445. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 13-а (кн. 26), с. 758. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 346-348. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 11. Булычев А. А., Понырко Н. В. Иосиф // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. - Вып. 3, ч. 2, с. 99-105. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 326-328, 330, 332, 336-339, 343-347, 350, 359, 360, 362-365, 367-369, 373, 375, 376, 610, 614.

Иосиф. Портрет работы Виктора Шилова.

Иосиф (? - 1652) - патриарх Московский и Всея Руси с 1642 года. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов, в которых поднимаются как вопросы нравственного совершенствования личности и общества, так и проблемы церковного быта. При Иосифе еще более активной стала работа Печатного двора. Впервые при нем были изданы Жития святых русской православной церкви. В условиях начавшегося активного проникновения в Россию западных культурных традиций, отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. Направил специального представителя в Палестину для изучения традиций христианского вероисповедания. На Земском соборе 1651 года активно поддерживал идею воссоединения Украины с Россией.

Через год после кончины Патриарха Иоасафа I на Патриарший престол был избран по жребию из шести кандидатов архимандрит Симонова монастыря Иосиф. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.

Вступив на Патриаршую кафедру, он счел своим долгом обратиться к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, которое вскоре было разослано по всей России.

"Поучение" состоит из трех частей и обращено соответственно к епископам, к царю и боярам, к рядовым священнослужителям.

В своем поучении Патриарх Иосиф говорит о высоте пастырского служения, об ответственности иереев перед Богом, о конкретных обязанностях священнослужителей, а также дает наставления современникам в духовной жизни.

Интересно отметить, что Патриарх Иосиф вскоре после избрания вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, в 1643 году приехавший в Москву вместе с датским принцем Вольдемаром. По существу это был своего рода экуменический диалог, который Патриарх Иосиф вел с позиций ревнителя Православия.

При Патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, "Слова преподобного Ефрема Сирина", "Лествица" преподобного Иоанна, "Поучения" Аввы Дорофея, "Толкования на Четвероевангелие" блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов ("Кириллова книга", "Книга о вере" и др.). Были напечатаны "Грамматика Славянская" Мелетия Смотрицкого, "Кормчая" - сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

В годы патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1649), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645), и на пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во владимирском Успенском соборе.

В 1647 году в местечке Дальние Кузнецы, в 15 верстах от Царево-Кокшайска, была явлена чудотворная икона Божией Матери с женами-мироносицами и на месте ее явления воздвигнут храм.

5 апреля 1652 года в Москву были перенесены мощи Патриарха Иова. Царь и Патриарх Иосиф встречали их у Тверских ворот и шли за ними до Успенского собора. Патриарх говорил царю: "Каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава".

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре - так называемое "Ртищевское братство" (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).

Пятый патриарх московский и всея Руси, преемник Иоасафа І и предшественник Никона, умер 15 апреля 1652 г. Уроженец г. Владимира на Клязьме, он избран был на патриаршество 20 марта 1642 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, по закрытому жребию, из шести избранных царем Алексеем Михайловичем кандидатов. Деятельность его на патриаршем столе была направлена прежде всего на заботы и мероприятия для благоустройства церкви. В 1646 г. пред началом великого поста патриарх разослал "окружной наказ" миру и мирянам о том, чтобы пост был всеми соблюдаем во всей строгости, чтобы все приходили в церковь неопустительно и стояли в ней благочинно, молясь со слезами о своих грехах; сборщиков, которые ходили по церквам с блюдами и образами, а равно нищих, которые иногда заводили в церкви брань и драки, приказано было не впускать в церковь во время богослужения. Священнослужителей, которые "почнут ходить безчинно и пьянствовать", патриарх грозил "смирять большим смирением", а о мирянах, которые будут непослушны духовным отцам, приказывал доносить ему, патриарху, после чего "на всех тех непослушных будет государев указ". В 1647 г. состоялось постановление патриарха и целого собора иерархов о том, чтобы, начиная с благовеста к вечерне накануне всех воскресных и праздничных дней и в эти самые дни затворять торговые ряды и бани, прекращать всякую работу и всем православным собираться в храм для молитвы; открывать торговлю в воскресенье и праздники дозволялось лишь с четырех часов вечера; исключение делалось единственно для торговли кормом скоту. Подобным же образом запрещена была торговля во все продолжение крестных ходов, пока с крестами не придут в соборную церковь. - Наиболее важным событием патриаршества Иосифа было издание богослужебных и церковноучительных книг, - в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников, - отчасти прежде издававшихся, отчасти новых, причем иные издания в его патриаршество повторены были по нескольку раз (Псалтырь, богослужебная и вместе учебная - восемь раз, другие богослужебные книги - от двух до пяти раз; всего было издано 19 богослужебных книг). Из книг церковно-учительных замечательны издания житий русских святых (Саввы, Сергия и Никона Радонежских), творений отцов церкви (Ефрема, Феофилакта болгарского, Дорофея, Анастасия Синаита, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Епифания Кипрского, Златоуста, Кирилла туровского и многих других); издаваемы были также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов (сборник творений святых отцов о почитании икон, "Кириллова книга", "Книга о вере" и другие), канонические ("Собрание о артикулах веры", "Кормчая" и другие), - всего 36 названий книг, в том числе 14 раньше не издававшихся на Руси. Книги печатались с прежних славянских списков, иногда с значительными переменами и прибавлениями, но без сличения с греческими подлинниками; и хотя для этого дела избраны были "лучшие" люди из тогдашнего московского духовенства (Иоанн Наседка, Михаил Рогов, архимандрит Сильвестр, протопоп Иоаким, старцы Савватий, Евфимий и Матфей, миряне Шестой Мартемьянов, Захарий Афанасьев, Захарий Новиков), но по причине малой образованности этих "справщиков", число неисправностей и погрешностей в книгах в это время значительно увеличилось сравнительно с прежними изданиями и, что особенно важно, в это время в них внесены были те ошибочные мнения, которые составляют учение раскола. По выражению архиепископа Филарета, справщики "не оставили в покое почти ни одной строки в прежних книгах". Учение о двуперстии для крестного знамения до Иосифа существовало лишь в "большом катихизисе", Лаврентия Зизания издания 1627 года, при Иосифе оно внесено было также в предисловие к "псалтири", книге особенно распространенной, в "следованную псалтирь", в "Кириллову книгу", в "книгу о вере" и в "малый катихизис". Учение о сугубой аллилуйи до Иосифа в богослужебных книгах не существовало, а при нем оно внесено в "служебник", "часослов" и другие. Неизвестно, не замечал ли только престарелый патриарх этих новшеств, положившись всецело на своих справщиков, или и разделял эти мнения сам. Не прежде, как после указания бывшего в Москве в 1649 г. иерусалимского патриарха Паисия, у царя и патриарха Иосифа возникла мысль о необходимости сличения печатаемых славянских книг с греческими подлинниками, а равно русских обрядов с обрядами церквей восточных, для чего и был отправлен на восток Арсений Суханов, который с своими наблюдениями и заключениями по этому предмету и с массою - свыше 700-старинных греческих книг возвратился уже по смерти патриарха Иосифа. В конце патриаршества Иосифа обнаружилось решительное движение против изменений, внесенных в богослужебные книги справщиками, и стремление надавать эти книги не иначе, как по сличении их с греческими подлинниками, чему способствовало влияние бывших в России греков, а также Никона, в это новгородского митрополита. Такое же происхождение имело и еще одно важное предприятие, впрочем неосуществившееся в это время - издание славянской библии, исправленной по греческому тексту, для чего были присланы из Киева, согласно воле царя Алексея, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий. В патриаршество же Иосифа боярин Ртищев основал близ Москвы монастырь, в котором до тридцати прибывших из Киева ученых монахов преподавали желающим славянскую и греческую грамматику, риторику и философию - что было, по-видимому, плодом внушений царю со стороны Никона: патриарх дал свое "благословение" одновременно с царским на то "изволением". По инициативе царя, несомненно под влиянием Никона, поднят был вопрос об отмене, так называемого "хомового" или "раздельно-речного" пения и многогласия (т. е. одновременного пения и чтения несколькими лицами) различных частей церковной службы - например шестопсалмия и кафизм - ради скорейшего ее совершения); патриарх Иосиф открыто противился этому нововведению, отстаивая старину. Узость своих взглядов и недостаточное знание правил церковных патриарх Иосиф особенно ясно обнаружил в своем послании "о великих церковных потребах" к Константинопольскому патриарху Парфению, писанном в 1650 г.; в этом послании он спрашивал указаний по таким вопросам, ясные ответы на которые имелись в cуществующих церковных канонах и даже в Священном Писании, как например: "можно ли многим архиереям и иереям служить литургию на двух потирах"? "могут ли муж и жена произвольно оставлять друг друга для поступления в монастырь кого-либо из них"? "может ли священнослужитель жениться на вдове"? "следует ли в службах церковных соблюдать единогласие"? Патриарх Парфений ответил на эти вопросы отчасти разъяснениями, которые содержались уже в готовом виде, в церковных книгах, отчасти простыми указаниями на соответствующие церковные правила. Что касается отмены "многогласия" в церковных службах, то патриарх настолько решительно отстаивал его, что понадобилось составить собор иерархов для решения этого вопроса, и только когда собор единогласно высказался за отмену многогласия, патриарх не противоречил более. - Наконец бывшие в Москве при патриархе Иосифе догматические споры московских богословов, протопопов Никиты и Михаила, ключаря Ивана Наседки, с протестантским пастором Матвеем Фильгобером, прибывшим в Москву, в свите датского королевича Вольдемара, представляют весьма интересный факт в истории русского богословия. Речь шла об обливательном крещении, о таинстве священства, о почитании святых и икон, и русские богословы выказали большое знание дела и начитанность, а от лица патриарха составлено было и общее изложение догматов православной веры. Наконец при Иосифе, без всякого его противодействия, учрежден был Монастырский Приказ, причем духовенство было по всем гражданским и уголовным делам сделано подсудно мирским чиновникам; против этого Приказа впоследствии, как известно, сильно восставал Никон. От патриарха Иосифа сохранилось "поучение архиереям и священноинокам и мирским иереям", которое он при самом вступлении на патриаршескую кафедру напечатал и разослал всему духовенству. Оно состоит из трех частей: в первой речь обращена специально к духовному чину; во второй - к князьям, судьям и всем православным; в третьей опять обращает речь к иереям - с изложением канонов церковных, относящихся к их служению. По обилию мыслей и всесторонности изложения обязанностей пастырей церкви, а также и обязанностей мирян по отношению к церкви - послание Иосифа одно из лучших произведений этого рода; но, без сомнения, оно было составлено не самим патриархом, а кем-либо из близких к нему людей. - По выражению митрополита Макария, как правитель церкви Иосиф не оставил по себе доброй памяти. Он отличался пристрастием к накоплению богатств. После него одной "келейной казны", составлявшей его личную собственность, осталось 13400 руб. и множество ценной серебряной утвари; домовой же патриаршей казне им собрано было до 15000 руб., суммы, потому времени весьма значительной. - Жалуемые царем драгоценные материи, парчи и т. п. Иосиф продавал и обращал в деньги, имея в виду купить большие земельные владения. Духовенство патриаршей области жаловалось на него за то, что всем ставленникам для поставления, а также попам, имевшим надобность в перехожих грамотах, он велел являться к нему в Москву, хотя бы из самых отдаленных мест области, которая простиралась более чем на 800 верст, вместо того, чтобы дозволять им, как было прежде, посвящаться у ближайших к местам их служения архиереев, - что разоряло священнослужителей и их семьи и обогащало патриарших подъячих. Скончался патриарх Иосиф среди тяжких огорчений, испытанных им от споров о "хомовом" пении, во время которых все были против него. Патриарх Иосиф, подобно своему предшественнику титуловался не "государем", а только "великим господином".

Митр. Макарий, "История русск. церкви", т. XI; Филарет, архиеп. черниговский, "История русск. церкви"; Соловьев, тл. IX - X; Мансветов, "Как правились на Руси церковные книги"; Белокуров, "Арсений Суханов".

{Половцов}

Иосиф, патриарх московский и всея Руси

(с 1642 по 1652) - пятый патриарх московский и всея Руси. Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству. Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины (см. соотв. статью); сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства, в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядства эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова (см. соотв. статью), для сличения веры русских с верой греков; при преемнике И. он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При И., хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него - так назыв. "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, в т. д. И. посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти И. - корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.

{Брокгауз}

Иосиф, патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме, где его родной брат служил соборным протоиереем.

С 1639 года - архимандрит Московского Симонова монастыря.

20 марта 1642 года он был избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол, а через семь дней, 27 марта, состоялась торжественная интронизация.

Это был пятый русский патриарх. Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита. Избранным оказался Иосиф.

Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царем Алексеем Михайловичем. Особенно они обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком "боголюбцев". Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чем настаивали "боголюбцы" во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом - кафизмы, в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния. Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов "освященного собора". Е. Е. Голубинский не без основания полагал, что резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: "Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны".

Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принес в дар новой церкви частичку ризы Господней.

Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. В 1649 году справщики московской типографии подготовили к печати "в научение детям" полемический Краткий катехизис Петра Могилы. Учебная литература, представленная прежде лишь специальными Псалтирями, Часовниками, Азбуками и Букварями, пополнилась "Грамматикой" Мелетия Смотрицкого (1648).

В истории русской книжности патриарх Иосиф остался прежде всего как покровитель книгопечатания. При нем было издано столько печатных книг, сколько не выходило ни при одном его предшественнике: всего 92 названия, многие из которых неоднократно переиздавались. Столичные типографы по благословению патриарха Иосифа выпустили немало новых, ранее никогда в Москве не печатавшихся изданий. Было начато благое дело сличения богослужебных книг с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 году были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. Тогда же был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения.

При патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество: патриарха Иова из Старицы, святого патриарха Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловецкого острова.

5 апреля 1652 года во время встречи мощей патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот, смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава".

Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 года скончался, не дождавшись прибытия мощей святителя Филиппа.

Погребен в Московском Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

После смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.

Завещания патриарх Иосиф не оставил, и все его накопления, по указанию царя, в основном были розданы на монастыри и церкви.

Труды:

Патриаршее поучение // Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа патриарха Московского // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891; 1888. - Т. 42, с. 327-381. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. - М., 1891, с. 126-175.

Два послания датскому королевичу Вальдемару от 21 апреля и 23 мая 1644 года // Голубцов А. П. Памятники прений о вере, вызванных делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1846-1918; 1892. - Кн. 2, отд. 2, с. 164-165. Моление к мощам патриарха Иова // Николаевский П. Ф. Материалы по истории русской церкви // Христианское чтение. - СПб., 1885, сентябрь-октябрь, с. 503-504.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 11, с. 95-179.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888. - Пер. 4, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 2, с. 1274,1275,1277,1278,1279,1553-1557; т. 3, с. 201, 202, 207.

Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги. Материалы для истории книжной справы в XVII столетии. - М., 1883. Белокуров С. А. Арсений Суханов: в 2 ч. - М., 1891-1893.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 44, 511, 516, 519, 527, 528.

Богословский М. С, протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. - М., 1895, с. 21-24. Четыркин Ф. В. Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России. - СПб., 1893, с. 42, 43, 47.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 6,151.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 131. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913. - с. 1405.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 74, 95,106. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 99. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 653, 654.

Сборник для любителей духовного чтения. - М., 1888, с. 304.

Всероссийский календарь. - СПб., истор. отдел., 1917, с. 87.

Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 1, с. 515.

1884, июнь, с. 680. - 1888, июнь, с. 701-704. - 1890, июль, с. 204. - 1904, февраль, с. 688. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1876, июнь, с. 384. - 1879, апрель, с. 734. Журнал Московской Патриархии. - М., 1944, № 9, с. 14.

1945,№3.-с. 66-69. - 1948,№3. - Сб. - 1954, № 4, с. 11.

Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 6 (Скворцов Н., Московский кремль). - 1901. - Кн. 1, № 2, с. 219. - 1910. - Кн. 1, № 3, с. 421, 422. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 442-445. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 13-а (кн. 26), с. 758.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 346-348.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 11.

Булычев А. А., Понырко Н. В. Иосиф // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. - Вып. 3, ч. 2, с. 99-105. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 326-328, 330, 332, 336-339, 343-347, 350, 359, 360, 362-365, 367-369, 373, 375, 376, 610, 614.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - Святейший патриарх Московский и всея Руси титул предстоятеля Русской православной церкви. В разные годы использовались разные вариации титула: «Патриарх Московский и всея Русии», «Патриарх Московский и всея России», «Патриарх Московский… … Википедия

П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV Патриарх Московский и всея Руси современный титул предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым Патриархом стал Иов … Википедия

Шестой патриарх московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского уезда Нижегородской губернии); в миру его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик… … Большая биографическая энциклопедия - Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Сергий 12 й Святейший Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Особенно отличались духовной прозорливостью московские патриархи первого периода патриаршества (с 1589 по 1700 гг.). Москва XVII века без малейшего преувеличения стала центром мировой борьбы за правду Божию. Тем и интересны московские дела трехсотлетней давности для нас, ныне живущих...

ПАТРИАРХ ИОСИФ. Он был избран на патриаршество весьма необычно и знаменательно - по жребию. 20 марта 1642 года по согласованию с Собором архиереев царь Михаил Феодорович определил шесть кандидатов (двух архиереев, одного архимандрита и трех игуменов). Все шестеро, разумеется, были из числа самых лучших представителей русского духовенства, известного лично государю. Жребий свидетельствовал, что царь и весь «освященный Собор» одинаково доверяют всем шестерым, но в то же время окончательный выбор патриарха предоставляют исключительно воле Божией. Из запечатанных свитков с именами кандидатов после троекратных молений пред Владимирской иконой Богоматери в Успенском соборе Кремля был отобран один свиток и принесен царю. Михаил Феодорович распечатал его на глазах у Собора и царского синклита и прочел имя архимандрита Симонова монастыря в Москве старца Иосифа. 27 марта уже состоялось по полному чину поставление его в патриарха. Последовали традиционные царские и царицыны приемы, обеды, путешествия «на ослята» (лошади) для благословения Москвы новым главою Церкви. В этих церемониях обращают внимание на то, что царь при первом благословении его патриархом не целовал его в руку и клобук, и на первом обеде святейший сидел на целую сажень или больше от царя. В этом не следует видеть подчеркнутого превозношения царской власти, ибо следующий государь Алексей Михайлович, как мы увидим, вел себя совсем иначе. Здесь, скорей всего, сказалось сугубо личное, человеческое отношение Михаила Феодоровича к покойному отцу - патриарху Филарету, приравнять к которому он не мог никого. И все это понимали. Патриарх Иосиф также титулуется господином, а не государем. Но что касается принципиальной стороны отношений царской и церковной власти, то они остаются неизменными: доброе согласие и взаимодействие во всех важнейших делах, как государственных, так и церковных.

Особенно ярко это сказалось в очень важном государственном и в то же время духовном деле предполагаемого бракосочетания царевны Ирины Михайловны с датским королевичем Вольдемаром. Царь сам пожелал выдать свою дочь за принца Датского. Но когда тот приехал в Москву для сватовства, то между ним, его пастором Матфеем Фильгобером и представителями русской стороны произошло серьезное столкновение на вероисповедной почве. Михаил Феодорович, а вместе с ним и патриарх стали предлагать Вольдемару принять православие и креститься снова, как положено, в три погружения. Для лютеран-датчан это было совершенно неприемлемо, они доказывали законность своего обливательного крещения, говоря, между прочим, что «сила крещения не в воде настоит, но в действии Святого Духа, Который в крещении на нас обильно изливается» (почему и погружения, и обливания, и даже окропления равно есть истинное крещение). Русские сумели убедительно показать, что искони это таинство предполагает именно погружение. Спорили также и об иерархии, о почитании икон и святых, написали при этом с обеих сторон особые сочинения по предметам спора. К спору подключились константинопольский патриарх, киевский митрополит Петр Могила. Но было видно, что споры ни к чему не приведут. Переживания, связанные с этим, ухудшили и без того слабое уже здоровье Михаила Феодоровича, и 16 июля 1645 года, после последнего «прения» о вере, царь скончался.

На престол вступил его сын Алексей Михайлович, который сразу же отпустил Вольдемара в Данию, как тот и просил неоднократно, видя безвыходность дела о сватовстве.

В итоге этих внешне безрезультатных переговоров не только выявилась еще раз известная приверженность русских к православию как единственной истинной Церкви и вере, выявилось и нечто новое - то, что православная Москва заняла по отношению к западному инославию не оборонительную, как раньше, а наступательную позицию. Ведь для удовлетворения и религиозного чувства, и государственных интересов достаточно было бы, как это часто в древности и делалось при заключении династических браков с западными монархами, оговорить в договоре условие, чтобы царевну Ирину не принуждали к отречению от православия, давая ей возможность исповедать свою веру в замужестве. Но на сей раз Москва требует большего - чтобы сам датский королевич стал православным!.. Такое ощущение своей не только правоты, но и духовной силы, потенциально способной обратить к православию и западных христиан, могло появиться только как результат большого духовного подъема в русском обществе. Этот подъем происходил в условиях усиления борьбы с многими нравственными недостатками во внутренней жизни, различными недостатками чисто церковной жизни, в том числе богослужебной практики, усиления свидетельства православия и Западу, и греческому Востоку, дальнейшего бурного развития книгопечатания, консолидации в Москве наиболее активных сил Церкви, усиления работы богословской мысли, попыток наладить школьное богословское

образование.

Окружное послание патриарха Иосифа перед Великим постом 1646 года о благочестном соблюдении поста всеми (и прежде всего духовенством), указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли, открытие мощей до этого прославленных святых преп. Александра Свирского (1643 год), благоверного князя Георгия Всеволодовича (1645 год), Кирилла Новоезерского (1648 год), Анны Кашинской (1649 год), Саввы Сторожевского (19 января 1652 года), перенесение мощей патриарха Ермогена, патриарха Иова и митрополита Филиппа Московского в Успенский собор Кремля (1652 год) - все это должно было служить подъему веры в народе. Народному и богословскому образованию способствовало книгоиздательство. При патриархе Иосифе издано было 36 наименований книг (из них большинство по нескольку раз), то есть больше, чем при Иоасафе I. При этом были изданы такие книги, каких раньше у нас в типографиях вообще не печатали, и некоторые совсем новые сочинения. Таковы «Грамматика» М. Смотрицкого, жития ряда русских святых (часто со службами им), святоотеческие творения и аскетические сочинения древних подвижников благочестия, апологетические и полемические сочинения («Кириллова книга» и «Книга о вере» - обе составлены киевскими учеными и переведены на славянский), наконец, Катехизис Петра Могилы. В книгоиздательстве теперь трудится уже довольно обширный круг справщиков во главе с известным нам ключарем Успенского собора Иваном Наседкой (с 1650 года- иеромонах Иосиф), который возглавлял и богословские прения с королевичем Вольдемаром и пастором М. Фильгобером.

В это же время при дворе Алексея Михайловича по его желанию и усилиями его духовника протоиерея Стефана Вонифатьевича складывается знаменитый «кружок ревнителей благочестия», в который входят, кроме царя и о. Стефана, боярин Феодор Ртищев, его сестра Анна, протоиереи Иоанн Неронов, Аввакум, Логгин, Никита Добрынин (Пустосвят), Лазарь, диакон Феодор и другие. Это были очень активные люди, единодушно стоявшие за духовное просвещение, за утверждение подлинного благочестия в церкви. Они несомненно влияли и на дело книгопечатания и вообще принимали самое живое участие в решении важнейших церковных дел, как близкие к царю, так что даже патриарху Иосифу приходилось терпеть от их активности, не всегда тактичной и разумной. С 1646 года в этот кружок вошел и архимандрит Никон, будущий патриарх всея Руси.

Была осознана и необходимость правильного образования в плане изучения греческого языка, богословия и других наук. По согласию царя и патриарха боярин Феодор Ртищев построил недалеко от Москвы Преображенский монастырь, населив его 30 грамотными киевскими монахами. К ним примкнули вызванные по просьбе государя из Киева ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий. Все они должны были заниматься переводами, «справами» нужных книг и одновременно обучать желающих. Первым учеником стал сам боярин Ртищев, штудировавший по ночам греческий язык, наладивший также обучение грамматике, риторике, философии и латыни. Желающие ученики могли поехать продолжать образование в Киев, некоторых побуждал к этому Ртищев. Он же завел на Москве церковный хор киевских певчих, имевших большой успех.

После долгих споров с ревнителями, под давлением царя, но не иначе как после совета с Восточными церквами патриарх Иосиф подписал указ о запрещении многогласия в церковных службах и введении строгого единогласия, а также «наречного» пения (вместо искаженного «хомового»). По этому поводу немало волновалась значительная часть духовенства, но вынуждены были смириться.

В Москву в еще большем количестве стали приезжать представители православного Востока. В 1649 году нашу столицу посетил иерусалимский патриарх Паисий. Он много беседовал с архимандритом Никоном, указывая на несогласия в русских обрядах и книгах с греческими, в частности на неправильность двуперстного крестного знамения.

по книге протоиерея Льва ЛЕБЕДЕВА «Москва патриаршая»