Ведьма ведунья. Кто такая ведунья

В ЕДЬМЫ - в дохристианский, языческий период - это, вероятнее всего, женщины-ведуньи, «знающие» (ведь - знание , ведать - знать ), игравшие при жизни роль берегинь рода, селения; женщины, знавшие травы и их лечебные свойства, знавшие заговоры и лечившие людей, общавшиеся, как это считалось, с духами. Как персонажи языческой мифологии представляли собою образы с доминировавшими положительными чертами.

Ведьма - в славянских поверьях — женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. В сущности, само название ведьма характеризует ее как «ведающую, обладающую особыми знаниями» («ведьмачить, ведьмовать» - значит «колдовать, ворожить»).

Христианство в борьбе с язычеством превратило ведунью в ведьму, наделенную лишь отрицательными чертами. Ее стали изображать в виде старой, седой, растрепанной женщины с крючковатым носом, с дикими глазами, с костлявыми руками и маленьким хвостиком, живущей о чертом или заключившей с ним сделку. Ведовство было объявлено преступлением.

Ведьма обладает свойствами оборотня . Она может обернуться вороной, совой, кошкой, собакой, свиньей, а может предстать и в виде молодой красивой женщины. Летает ведьма на метле, лопате, кочерге или на козле, вылетая ив дома черве дымоход.

«Про ведьм говорят, что они имеют хвост, могут летать по воздуху, превращаться в сорок, оборачиваться в свиней и других животных, перекинувшись через двенадцать ножей».

«Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах. Охватило полымя ведьм -и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо… Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза».

Своими колдовскими чарами ведьмы насылают порчу на растения, животных и людей. Если ведьма в поле связывает несколько пучков из хлебных растений или выстригает узкую дорожку колосьев, то погибает весь урожай - она забирает его Себе. Она может испортить любой скот, может доить коров, несмотря ни на какое расстояние, может лишать их молока: стоит ей только очертить на земле круг и с заговором воткнуть в его центр нож, так молоко из задуманной ею коровы потечет само собою.

Ведьмы виноваты в болезнях людей, особенно если неизвестно, чем и отчего болен тот или иной человек. Их злокозненностью стали объяснять засуху, ураганы, сильные, наносящие ущерб ливни, град, эпидемии, неурожаи и т.п. Но, зная определенные способы действия, ведьму можно и обезоружить, сделать смирной.

«Говорят, чтобы напугать ведьму и обезоружить ее действия, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку под столом воткнуть нож, и колдунья будет покорна».

«Если колдун или колдунья завяжут куклу в хлебе, то нужно ее снять кочергой и вынести за загон, ее оглядываясь или тут же сжечь, не выдергивал. Делают и так: берут осиновый колышек, расщепляют его, в расщеп захватывают куклу и вытаскивают. От этого средства, говорят, виновник куклы сильно страдает - у него делается сильная боль в пояснице».


Умирая, ведьма страшно мучается. И ведьма, и ведьмак не могут умереть, не передав свои колдовские знания каким-либо преемникам. За этим строго следит нечистая сила, но желающая терять свое влияние на людей. Если нет желающих добровольно принять на себя эту ношу, то колдуны передают свои способности обманом. Умирая, они могут взять кого-то за руку, передать ему любую вещь, сказав при этом «на тебе». Тот человек, сам того не ведая, становится колдуном. Или даже могут бросить палку - поднявшему ее будет передана нечистая колдовская сила.

Чтобы душа умирающей ведьмы быстрее смогла покинуть ее тело, полагалось, как правило, выломать половицу, - видимо, считалось, что уж такая-то душа может отправляться только прямиком под землю. В других местах считали, что надо поднять матицу или сделать пролом в крыше - нечисть не может прийти за ведьмой обычным путем.

Подобная трансформация представлений, характерная для многих образов языческой мифологии, в значительнейшей мере обусловлена стремлением христианства установить свое безраздельное господство в умах людей, для чего все божества, которым поклонялись прежде, надо было представить в виде служителей антихриста. В образе ведьмы воплотилось к тому же христианское представление о женщине как сосуде греха.

В славянской мифологии - это колдуньи, вступившие в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей. В разных славянских странах ведьмам придавалось разное обличье. На Руси ведьмы представлялись в виде старух с растрепанными седыми космами, костлявыми руками, огромными синими носами.
Деревенским ведьмам-ворожеям крестьянские девушки поверяли свои тайны, а те предлагали им свои услуги.

Одна девушка, служившая у богатого купца, жаловалась: «Обещал взять замуж, да обманул». «А ты принеси мне только лоскут от его рубахи. Я отдам церковному сторожу, чтобы он навязал веревку на этот клок, тогда купец не будет знать, куда деться от тоски», - таков был рецепт ведьмы. Другая девушка хотела выйти замуж за крестьянина, которому она не нравилась. «Достань мне чулки с его ног. Я отстираю их, наговорю воду ночью и дам тебе три зерна. Напои его той водой, брось под ноги зерна, когда будет ехать, и все исполнится».

Деревенские ворожеи были просто неистощимы в выдумках разнообразных рецептов, особенно в любовных делах. Здесь и таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка». Косточка равносильна сапогам-скороходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие и для приворотов, и, для отворотов, т. е. вызывающие любовь или отвращение
В Москве, по словам исследователей, в XVII столетии по разным сторонам жили бабы-ворожейки или колдуньи, к которым приезжали даже боярские жены просить помощи против ревности мужей и советоваться о своих любовных интригах и о средствах, как умерять чужой гнев или изводить недругов. В 1635 году одна «золотная» мастерица выронила во дворце платок, в котором был завернут корень. По этому случаю был назначен розыск. Мастерица на вопрос, где она взяла корень и зачем ходит с ним к государю, отвечала, что корень не лихой, а носит его с собою от «сердечной боли, что сердцем больна», жаловалась она одной женке, что до нее муж лих, и та дала ей корень обратим, а велела положить его на зеркало и смотреться в стекло: тогда муж будет к ней ласков, а в царском дворе она никого портить не хотела и с иными корешницами не знается. Подсудимую и ту женку, на которую она сослалась, сослали в дальние города.


По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный «учеными» ведьмами вред. В Орловской губернии считали, что «прирожденная» ведьма появляется на свет тринадцатой по счету девкой от двенадцати подряд девок одного поколения (или соответственно десятой от девяти). У такой ведьмы есть маленький хвостик (от полувершка до пяти вершков).Иногда ведовские умения переходили от матерей к дочерям «по наследству», и возникали целые семьи ведьм.Согласно общераспространенным представлениям, ведьмы и колдуны не могут умереть и страшно мучаются, пока не передадут кому-либо своих знаний; поэтому люди, наделенные колдовскими способностями, умирая, могли передать их и ничего не подозревающим родственникам, знакомым - через чашку, веник, другие оказывающиеся под рукой предметы.В повествовании, записанном в Орловской губернии, теща пытается учить колдовать зятя. Одна из жительниц Мурманской области рассказывала, как старый колдун предлагал «списать у него колдовство» в знак своего расположения, но она испугалась и отказалась. Ведьма могла получить колдовские способности и после заключения договора с нечистой силой: черти начинали служить ведьме, исполняя все ее распоряжения, даже не связанные с ведовством. Например, у колдуньи Костихи черти регулярно работали на сенокосе (Мурм.). Другую ведьму научил колдовать черт в образе кота, которого она подобрала в лесу, и он же в конце концов ее замучил (Тульск.).Согласно поверьям, нечистая сила могла вселяться и вовнутрь ведьм, которые начинали «жить нечистым духом».Записаны повествования о том, как из тела умершей ведьмы выползают жабы, змеи и прочая нечисть. В Тульской губернии рассказывали: на груди покойницы-колдуньи собираются змеи, ящерицы, лягушки, а когда ее избу жгут «по приговору сельской общины», слышатся оттуда лай, крик, голоса; в овраге, куда ссыпают уголь, образуется яма с ядовитыми змеями.Однако ведьма далеко не всегда прибегает к помощи чертей, ограничиваясь своими собственными умениями и силами.

В одном селе могло быть несколько ведьм, колдуний. На Терском Берегу Белого моря жители еще совсем недавно называли села, где традиционно было «много черноты», и соответственно имелось много колдунов и колдуний. Иногда ведьм считали подчиненными старшему, «сильному» колдуну. Есть упоминания и о старшей, главной ведьме. От знахарок (по большей части бабушек, занимающихся врачеванием) ведьм отличает недобрый характер и более разнообразные способности, умения.Традиционный облик колдующей ведьмы - женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с кубаном (горшком) за плечами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Она умеет быстро передвигаться (лететь) на лутошке (липовой палке без коры), на помеле, хлебной лопате, иной хозяйственной утвари. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью - в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать (Влад.), если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться (Том.).Ведьма летит (вылетает из трубы) дымом, вихрем, птицей. Вообще труба - излюбленный путь ведьм из дома и в дом, а дым, вьющийся особенно причудливыми кольцами, - одно из свидетельств присутствия в избе ведьмы: у нее «первый дым из трубы никогда не выходит спокойно и тихо, а всегда его вертит и крутит клубами во все стороны, какая бы ни была погода» (Том.).


Ведьма оборачивается иглой, клубком, мешком, катящейся бочкой, копной сена. Однако чаще всего она принимает облик птицы (сороки), змеи, свиньи, лошади, кошки, собаки, стремительно катящегося колеса . В некоторых районах России считали, что возможных обликов ведьмы - двенадцать.Способность к быстрым превращениям и многообразие принимаемых обликов выделяют ведьму среди других мифологических персонажей. Оборачиваясь, ведьма кувыркается на печном шестке (или в подполье, на гумне) через огонь, через ножи и вилки, через двенадцать ножей, через веревку и т.п. Есть и более известные нам (по сказкам) способы оборачивания - например, натирание волшебной мазью.Колдует, оборачивается и летает или бегает в образе животных ведьма чаще всего в сумерках, вечером, ночью.Ведьма, колдунья - существо и реальное (в повседневной жизни она обычная крестьянка), и наделенное сверхъестественными силами, способностями.Согласно русским поверьям, ведьма властна над разнообразными проявлениями бытия природы и человека. От ведьм и ведьмаков «зависит урожай и неурожай, болезни и выздоровление, благосостояние скота и часто даже перемена погоды».

В записях XIX-XX вв. упоминается и такое умение ведьмы, как порча и кража Луны. В Томской губернии считали, что ведьмы учатся вначале «портить» редьку и месяц, а затем - человека. Месяц «портят» следующим образом. Баба, став «окарач» (на четвереньки), смотрит на него через банное корыто и колдует. От этого край месяца должен почернеть как уголь. В Астраханской губернии записан рассказ о том, как ведьма «скрала» месяц во время свадьбы, и поезжане (участники свадьбы) не нашли дороги. А в архиве Курского Знаменского монастыря есть запись XVIII в., повествующая о том, как ведьма снимала с неба звезды.Связь с Луной, свойственная наиболее древним божествам, сверхъестественным существам, свидетельствует о давности происхождения образа ведьмы. Однако в России XIX-XX вв. подобные поверья (а тем более рассказы о летающей, поедающей, сметающей помелом Луну и звезды ведьме) не столь распространены, как, например, на Украине, у западных и южных славян. В русских материалах ведьма, колдуя над Луной и звездами, обычно сохраняет свой человеческий облик, хотя ее можно сравнить с затмением, тучей. Это не позволяет видеть в образе ведьмы лишь одушевление, персонификацию стихийных явлений. Ведьма то подражает стихиям, то подчиняет их себе, то как бы растворяется в них, сливаясь со стихиями, действуя их посредством.


Образ ведьмы возник на перекрестье представлений о «живых» стихиях, о наделенной сверхъестественными способностями женщине, а также об обладающих особыми свойствами и способностями животных, птицах.Для того чтобы полететь, ведьма оборачивается птицей, лошадью или становится женщиной-всадницей. «Занятия» летающих ведьм разнообразны. В облике сороки ведьма-вещица вредит беременным женщинам (см. ВЕЩИЦА ) , реже - летит на шабаш (Тульск., Вятск.) или крадет Луну (Том.).В России XIX-XX вв. популярны рассказы о колдовских полетах или поездках ведьм на человеке, обернутом ею в лошадь (или, наоборот, наделенного особыми силами человека на ведьме-лошади - Орл., Калуж., Вятск.). Давнее распространение этого сюжета засвидетельствовано в Номоканоне, где упоминается об исцелении архиепископом Макарием «жены, обращенной в кобылицу». Чтобы обернуть лошадью спящего или зазевавшегося человека, ведьме достаточно накинуть на него уздечку. Узда и хомут традиционно одни из самых «колдовских» предметов. Русские настолько верили в передачу колдовства через все, «принадлежащее к конской упряжи и вообще к езде», что к царским лошадям, например, посторонние категорически не допускались, а в Восточной Сибири порча ведьмами людей, скота и предметов до сих пор называется «надеванием хомута».

В рассказах XIX-XX вв. полеты и поездки ведьм-лошадей (ведьм-всадниц) бесцельны или заканчиваются замужеством (иногда гибелью) укрощенной в облике лошади ведьмы. Повествования же о полетах и поездках ведьм на шабаш (как и о самих шабашах) в великорусских губерниях не получили большого распространения. В рассказе из Вятской губернии, например, говорится не столько о шабаше, сколько о судьбе случайно попавшего на него человека: ведьма-сорока (а вслед за нею обернувшийся сорокой муж ведьмы) прилетает на сборище колдуний. Муж тут же вынужден его покинуть («пока не съели ведьмы») и улетает на коне, нарисованном и оживленном его женой. Не вовремя спрыгнув с коня, он затем добирается домой целых полгода.Ведьмы властны и над погодой, особенно над влагой, дождем. В Воронежской губернии считали, что ведьма может прогнать тучи, размахивая своим фартуком.


По поверьям (правда, более свойственным южным и юго-западным районам России), ведьма прячет и хранит в мешке или горшке дождь, град, бурю.Веря в особую связь ведьм с водой, начиная со времен Древней Руси заподозренных в ведовстве испытывали так: бросали в реку, озеро и тех, кто не тонул, считали ведьмами (видимо, подозревая в умении воздействовать на воду). Этот обычай может расцениваться и как казнь, и как очищение, жертвоприношение. При сильных засухах обычно разыскивали ведьм, наколдовавших засуху (возможно, даже удерживающих где-то у себя или «в себе» дождь).Вера в то, что ведьма может каким-то образом притягивать к себе (или «втягивать» в себя) влагу - задерживать дождь, загребать росу, выдаивать коров, - особенно распространена в России. Одно из наиболее традиционных занятий ведьмы - выдаивание чужих коров. Обычно в сумерках, ночью, обернувшись змеей, свиньей, кошкой и тайком подобравшись к корове, ведьма доит ее, при этом может обходиться и без дойницы, перетягивая вымя невидимыми волосками (Ворон.).

В рассказе из Тульской губернии коровы богатого мужика не дают молока. Ему советуют караулить с топором, сев под куриный насест. Ночью на двор приходит кошка и, обернувшись простоволосой бабой, доит корову в кожаный мешок. Мужик отсекает бабе руку топором, и она исчезает. Утром обнаруживается, что он отсек руку матери, оказавшейся ведьмой. Сход постановляет не пускать ее со двора. У выдаиваемой ведьмой коровы пересыхает вымя, она чахнет и погибает. Рассказывают и о более сложных способах колдовского доения: не прикасаясь к коровам, ведьма выдаивает их, воткнув нож в соху (отчего молоко вытекает по ножу), или окликает, закликает коров, перечисляя их имена. По слову ведьмы молоко наполняет приготовленную ею дома посуду


Действия ведьм связаны и с годичным циклом бытия природы. Они особенно значимы и опасны в середине зимы и в дни летнего солнцеворота. В южных районах России бытуют рассказы о том, что 16 января голодные ведьмы задаивают коров, а во время летнего солнцеворота (в Иванов, Петров дни, 7 и 12 июля) стараются проникнуть в хлевы, подобраться к скоту. Дни солнцеворотов и большие календарные праздники (например, Пасха) - своеобразные празднества ведьм, сопровождаемые, по русским поверьям, не столько шабашами, сколько активизацией всех населяющих мир сил и существ: на Ивана Купалу «ведьмы и ведуны вылетают из своих пещер охранять клады, портить скотину, уничтожать спорину в хлебе, делать заломы, чтобы корчило жниц, делать порожины, чтоб не было умолота» и т.п. (Пск.). Опасаясь ведьм, в такие дни коров вместе с телятами старались оставить в хлеву, чтобы сосущий теленок мешал ведьме отнять молоко, на дверь хлева вешали чертополох, клали в дверях скотного двора молодое осиновое дерево, подпирали дверь хлева осиновым поленом, обсыпали льняным семенем. На окна избы клали жгучую крапиву и вообще старались не спать в ночь на Иванов день , чтобы не стать жертвой колдовских проделок. В Смоленской губернии перед Ивановым днем ставили на воротах скотного двора Страстную свечу и образ (спустя сутки свеча могла оказаться искусанной ведьмой, которой она помешала проникнуть внутрь скотного двора). В некоторых районах России (особенно южных и юго-западных) в ночь на Иванов день происходило символическое сожжение конского черепа или чучела, изображающего ведьму.Также опасны (особенно в Иванов, Петров дни) ведьмы и для пасущегося в поле стада. Окликая выгнанных на целебную Ивановскую росу коров, они одновременно забирают себе и дарующую здоровье, плодородие росистую влагу, и молоко.

Согласно обычаям, крестьянки тоже «черпают росу» поутру Иванова дня, «таская чистую скатерть по траве и выжимая ее в бурак» (Волог.), или катаются по росе, стремясь почерпнуть из нее здоровье и силы (Олон.). «Черпание росы» крестьянками направлено на приобретение здоровья, благополучия; «загребание» же росы ведьмой - означает «загребание молока» и порчу здоровья, порчу коровы.Видимо, в некоторых своих качествах роса, молоко, дождь представлялись крестьянам единой субстанцией, воплощением и залогом плодоносности земли, скота, людей. Ведьмы же обладали способностью это плодородие отнимать или «впитывать» в себя.Выдаиваемое молоко сохраняет связь с отнявшей его ведьмой: если такое молоко кипятить, то ведьма будет испытывать страшные мучения (Перм., Сарат.) или у нее «все внутри закипит» (Юг). Если в масло, сделанное из этого молока, воткнуть нож, выступит кровь (Новг.).

Молоко словно бы находится внутри ведьмы, в чем прослеживается некоторое ее сходство с дворовой змеей или змеей-полудницей (см. ЗМЕИ) .Трудно сказать, «подражает» ли ведьма змее или образ сверхъестественной змеи - один из слагающих образа ведьмы. Так или иначе, но представления о том, что ведьмы могут удерживать в себе плодородие, урожай («обилье»), отмечены еще в Древней Руси.


Во время голода в Ростовской земле волхвы надрезали кожу за плечами заподозренных в ведовстве женщин, выпуская втянутое ими в себя «обилье». В поверьях XIX-XX вв. дойница, горшок, корзина на голове и за плечами ведьмы, очевидно, также рассматриваются как сосуды, предназначенные для «отнимаемых» молока, росы, дождя, урожая.Ведьма, таким образом, оказывается связанной с самыми разнообразными стихиями и силами мира: она и змея, и птица, и лошадь, и ветер, и дым; она и наделенная сверхъестественными способностями женщина - возможно, некогда служительница разнообразных змееподобных, птицеобразных, иных божеств, посредница между ними и людьми.

В Восточной Сибири до сих пор бытует представление о том, что ведьма может повелевать змеями, лягушками, нечистой силой (оборотнями , домовыми , чертями).Ведьма, наделяемая способностью влиять почти на все существенные стороны жизни (особенно на влагу, воду, плодородие), возможно, была связана и с высшим женским божеством восточнославянского пантеона - Мокошью (древнерусское «мокшить» значит «колдовать», а «мокоша» - «ворожащая женщина»). Роль повелевающей многообразными силами и существами ведьмы могла быть не только вредоносной, но и необходимой.Многие исследователи обычаев восточных славян отмечают особое призвание женщин в деле колдовства, хранения ими ведовских секретов и древних верований. Е. Аничков считал, что на Руси (начиная с XI-XII вв.) «с упадком роли волхвов» выдвигается «исконная носительница тайных знаний» - женщина, «ведовство же становится семейным, домашним» [Аничков, 1914].

Действительно, даже в XIX-XX вв. в особо важных или критических случаях (при эпидемиях, падежах скота) ворожат, колдуют обычные крестьянки. При этом их облик, действия часто повторяют облик и действия ведьм: женщины в рубахах, без поясов, с распущенными волосами, на кочергах и помелах обходят, опахивают село во время эпидемий, преграждая путь болезни; или обегают дом в Чистый четверг, отгоняя нечистую силу, стараясь «оградить», сохранить в доме достаток, благополучие.Женская ворожба (как и сама особо связанная с природой и стихийными силами женщина) исконно представлялась столь же необходимой, сколь и опасной. В селе XIX-XX вв. ведьма - явление почти всегда отрицательное, источник разнообразных бед: «Что бы ни случилось в крестьянской семье, виновной оказывается ведьма».


Кроме порчи погоды и скота, ведьме может приписываться порча полей, здоровья, людей. Обычно ведьма «портит» поле, делая «заломы и закрутки»: заламывая и связывая, скручивая стебли, прижимая колосья к земле, она «связывает плодородие», препятствует созреванию злаков и губит урожай. По поверьям, если ведьма делает в поле залом или прожин, пережин (прожинает полосу), то нечистая сила начинает таскать зерна с этого поля в закрома ведьмы (Яросл., Тульск., Орл.). Залом, закрутку нельзя не только вырывать, но даже трогать без риска смертельно заболеть, поэтому в Тульской, Орловской губерниях, например, их снимали кочергой или расщепленным осиновым колом. Уничтожить залом мог колдун, сжигавший его или топивший. Приглашали для этой цели и священников, служивших в поле молебны.Давность всех этих представлений засвидетельствована памятниками древнерусской и средневековой литературы. В сборнике XV в. среди обращенных к женщинам исповедных вопросов читаем: «…испортила ли еси ниву нечью или ино что человека или скотину?»

Людей ведьма может «портить» многими способами, преследуя их в образе животных (пугая, кусая и даже заедая, съедая, «заезжая» в облике лошади), наговаривая, напуская болезни через ветер, воду, разные предметы (и даже посредством прикосновения или взгляда).Боязнь ведовской порчи и ведьм, особенно в средневековой Руси, была сильна; во многих случаях даже духовенство, как и высшие светские власти, «слепо верили волшебству». В грамоте царя Михаила Федоровича упоминается о бабе-ведунье, которая наговаривала на хмель с целью навести на Русь «моровое поветрие» [Краинский, 1900]. Особенно опасались ведьм во время свадеб, на которые старались пригласить «сильного» колдуна-охранителя (см.КОЛДУН ).Ведьм, ведуний «баб богомерзких» судили и преследовали на Руси вплоть до XIX в., также отмеченного тяжбами между «испорченными и испортившими».


Многочисленными были внесудебные расправы с заподозренными в ведовстве: испытывая, ведьм топили, а желая обезвредить, избивали и калечили. Считалось, что если наотмашь, со всей силы ударить ведьму, то она потеряет свои колдовские способности (или хотя бы их часть). Менее жестокие способы: ударить ведьму троицкой зеленью или «приколотить» ее тень гвоздями, нанести по тени удар осиновым колом, повернуть заслонку у печи, ухват и т.п.Узнать, кто в селе ведьма, можно было в основном во время больших праздников. Крестьяне верили, что к началу праздничной пасхальной службы ведьмы обязательно приходят в церковь и даже стараются коснуться священника (вероятно, чтобы получить исходящие от него сакральные, магические силы). Поэтому, если во время пасхальной заутрени посмотреть на присутствующих в церкви через кусок дерева от гроба мертвеца, то можно увидеть ведьм с кувшинами молока на голове (Юг).

Высматривали ведьм на Пасху и держа за щекой кусочек сыра, сбереженный с Чистого четверга. «Когда священник скажет: «Христос Воскрес!», все ведьмы (с дойницами на голове) повернутся задом к иконам» (Сарат.). Ведьм можно было увидеть и в доме, во дворе: если по четвергам Великого поста делать борону из осины, а в Страстную субботу спрятаться с зажженной свечой за этой бороной и ждать, то увидишь ведьму (Юг).

В Сургутском крае знали такой способ переловить ведьм: надо весь пост оставлять по полену от утренней топки, а во время пасхальной заутрени затопить этими поленьями печь. Ведьмы слетятся просить огня, и, если вытащить между ними и дверью половицу, они не сумеют выйти из избы. Однако крестьяне все же боялись раздражать ведьм и старались не делать этого без крайней необходимости.Опасные при жизни, ведьмы беспокойны, вредны и после смерти, продолжая пугать своими посещениями односельчан, родственников, а также преследовать облюбованные ими жертвы. Ведьма-покойница часто «заедает», «загрызает» людей, персонифицируя смерть, уничтожение. Умершие ведьмы мстят пытавшимся обличать их при жизни священникам, преследуют и неосторожно отвергших их любовь парней, и своих женихов: «У одного парня в чужой деревне умерла невеста, а она была ведьма. Чтобы она не замучила парня, народ посоветовал ему ходить к ней на кладбище и сидеть на кресте ее могилы три ночи, тогда она оставит его в покое и ничего не сделает ему. Парень ходил на могилу ведьмы три ночи и каждую ночь ее видел до первых петухов. Она все три ночи выходила из могилы и искала его. В первую ночь она искала его одна, во вторую ночь - со своими подругами, а в третью, чтобы отыскать его, по совету старой ведьмы они принесли с собой младенца с хвостиком, который и указал им, где парень сидит. Но, по счастью, в то время, когда младенец с хвостиком указывал на крест, где был парень, петухи прокричали - и ведьмы провалились. Младенец так и остался с протянутой рукой, и по нем нашли его родителей; а это важно, потому что с этими людьми обращаются с осторожностью и за ними наблюдают, чтобы чего скверного не сделали православным» (Тульск.).

Чтобы раз и навсегда избавиться от преследований умершей ведьмы, ее гроб и могилу «стерегли» с особыми предосторожностями. Если же ведьма продолжала «вставать» и причинять вред, могилу разрывали, а тело пробивали осиновым колом - осина традиционно почиталась оберегающим от ведьм деревом.Вообще же, после смерти ведьмы «встают» не так часто, как покойные колдуны, и преимущественно лишь первое время после похорон.В русских поверьях, рассказах о ведьмах XX в. колдовские превращения, полеты, поездки ведьм описываются реже, чем в XIX в., но представления об умении ведьм портить скот и людей распространены и сейчас. Ведьма, колдунья в деревне XIX-XX вв. как бы персонифицирует беды, опасности и случайности, подстерегающие и преследующие крестьян. Она почти универсальное объяснение несчастий, и в этом своем качестве даже необходима для жизни крестьянской общины.


В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Ярославской губернии, душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах:

«От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям . Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее - малорусской. Вообще в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, про выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в То же время «глазами в ноле гусей пасут, а номсом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют», Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.)

Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других Превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два» значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает). Этот ритуал избиения, определяющий, как и чем надо бить, показывает, что кровавые расправы с ведьмами практикуются весьма широко. И действительна, их бьют и доныне, и современная деревня не перестает поставлять материал для уголовных хроник. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Зная повсеместный деревенский обычай давать коровам клички, сообразно с теми днями недели, когда они родились, а равно и привычку их оборачиваться на зов, - ведьмы легко пользуются всем этим. Подманивая «авторок» и «субботок», они выдаивают их до последней капли, так что коровы после того приходят с поля такими, как будто совсем потеряли молоко. Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос, или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или другую ногу.)



Многочисленные опыты в этом роде производятся повсеместно, так как крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не голодными соседками, не знающими, чем накормить ребят, а именно ведьмами. Притом же крестьяне, по-видимому, не допускают и мысли, что коровы могут потерять молоко от болезненных причин, или что это молоко может быть высосано чужеядными животными.
Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами , и если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями ) - , точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать, кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище на лучший случай - отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший ~ выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести непоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало - до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха. Так, в первой половине XV века, одновременно с тем, как в Пскове, во время моровой язвы, сожгли живыми двенадцать ведьм, - в Суздале епископ Серапион вооружается уже против привычки приписывать общественные бедствия ведьмам и губить их за этой «Вы все еще держитесь поганского обычая волхования, - говорил св. отец, - веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских. Правила божественные" повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: «Если начнет тонуть - невинна, если же поплывет — то ведьма». Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?»

Однако гласом в пустыне прозвучали эта слова убеждения, исполненные высочайших чувств христианского милосердия: через 200 лет, при царе Алексее, старицу Олену сжигают в срубе как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями после того, как она сама созналась, что портила людей и некоторых из них учила ведовству. В Перми крестьянина Талева огнем жгли и на пытке дали ему три встряски по наговору, что он напускает на людей икоту. В Тотьмев 1674г. сожжена была в срубе, при многочисленных свидетелях, женщина Федосья по оговору» порче и т. д. Когда (в 1632 г.) из Литвы дошли вести, что какая-то баба наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, - то тотчас, под страхом смертной казни, тот хмель запретили покупать. Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779т.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей. Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воево-ду с товарищем отрешить от должности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду.

И вот о тех пор, как блеснул впервые в непроглядном мраке животворный луч света, - накануне XX столетия мы получаем нижеследующие известия все потому же чародейскому вопросу о ведьмах:


«Недавно (пишет корреспондент наш из Орла), в начале 1899 г., чуть было не убили одну женщину (по имени Татьяна), которую все считают за ведьму. Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее. И вот что произошло потом из-за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне со строгим запросом, она им обещала превратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: «Ты вот ведьма, а заговори мой кулак так, чтобы он тебя не ударил». И ударил ее по затылку. Татьяна упала; на нее, как по сигналу, напали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать. Баба кричала благим матом и защищалась настолько отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были руки. Хвоста, однако, не нашли. На крик Татьяны прибежал ее муж и стал защищать, но мужики стали бить и его. Наконец, сильно избитую, но не перестававшую угрожать, женщину связали, отвезли в волость (Рябинскую) и посадили в холодную. В волости им сказали, что за такие дела всем мужикам попадет от земского начальника, так как-де теперь в колдунов и ведьм верить не велят. Вернувшись же домой, мужики объявили мужу Татьяны, Антипу, что жену его, должно быть, порешат послать в Сибирь, и что они на это согласны будут дать свой приговор, если он не выставит ведра водки всему обществу. За выпивкой Антип божился и клялся, что не только не видал, но ни разу в жизни даже не заметил никакого хвоста у Татьяны. При этом, однако, он не скрыл, что жена угрожает оборотить его в жеребца всякий раз, когда он захочет ее побить. На другой день пришла из волости Татьяна, и все мужики явились к ней договариваться о том, чтобы она в своей деревне не колдовала, никого не портила и не отымала у коров молока. За вчерашние же побои просили великодушно прощения. -Она побожилась, что исполнит просьбу, а через неделю из волости получился приказ, в котором было сказано, чтобы впредь таких глупостей не было, а если что подобное повторится, то виновные за это будут наказаны по закону, и, кроме того, об этом будет доводиться до сведения земского начальника. Выслушали крестьяне приказ и порешили веем миром, что наверняка ведьма околдовала начальство, и что поэтому впредь не следует доходить до него, а нужно расправляться своим судом».

Заметка — история о ведьме


В деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору.
- Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее - и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поит. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело - свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая.
То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье:
- Безбожница, зачем ты мне дочь испортила? Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся - и к старосте.
Подумал, подумал староста и говорит:
- Нет, я тут действовать не могу, - иди к попу и в волость.
Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась.
- Ведьмы не молятся и не исповедуются! И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался посоветовал девчонку хорошенько выпороть.
- Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?
Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужи-ков и баб не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор.
В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил:
- Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу ею я не подыскал.
Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, при-поминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказыва-ла, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая - что Марья черпала воду на сутоках, третья-что Марья в ночь на Ивана Купалу со-бирала травы и т.п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице показываться - чуть в глаза не плюют.
- Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас!- умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке.
С того времени прошло лет 15. Саша уже давно вы-росла, давно уверяет; что рассказ ее - чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: ни-кому нет охоты жениться на ведьме.
Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями.

Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок

Один крестьянин Орловской губернии тяжко провинился перед новобрачной женой и, чтобы как-нибудь поправить дело, обратился за советом к хваленой старухе-знахарке, о которой шла молва, как о заведомой ведьме. Знахарка посоветовала своему пациенту пойти в луга и отыскать между стожарами (колья, на которых крепятся стоги сена) три штуки таких, которые простояли вбиты-ми в землю не менее трех лет; затем наскоблить с каждой стожары стружек, заварить их в горшке и пить.
А вот еще случай из практики ворожей.
- От суседей нет мне промытой воды, - жаловалась также известной калужской ведьме одна девушка, служившая у богатого купца, - обещал взять замуж да и об-манул. Все смеются, даже малые ребята.
- Ты только принеси мне лоскут от его рубахи, - обнадеживала ее ведьма, - я отдам церковному сторожу, чтобы он, как станет звонить, навязал на веревку этот клок, тогда купец от тоски не будет знать, куда деться, и сам к тебе придет, а ты посмейся ему: я, мол, не звала тебя, зачем пришел?..
Жаловалась и другая бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которому она не нравилась.
- Ты, если можно, достань его чулки с ног, — присоветовала ведьма. - Я отстираю их и наговорю воду ночью. и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома, а другое ему под ноги, когда будет ехать, третье, когда он придет…
Случаев таких в практике деревенских ведьм бесконечно много, но замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот еще несколько образчиков.
Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета.
- Посматривай на двор, где петухи дерутся, - рекомендует ведьма, - возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить - и опять полюбит он свой «закон» (то есть жену).
Для присухи девиц советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила.
Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уходила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п, Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, в во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п.
Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходила как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет.
Но самое действительное средство в любовных де-лах -это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство. Добываются эти косточки очень легко; стоит выварить в котелке совершенно черную кошку - и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платке). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она на-доесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уводить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п. По всем приведенным данным, можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. В этом, конечно, надо видеть большое счастье и несомненный успех просвещения. Уже из многих мест, и притом славящихся своим суеверием, доносятся, например, такие отрадные вести:
- В старину ведьм много водилось, а нынче что-то не слыхать.
- Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что. ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти.

За отдаленностью или прямо за неимением «лысых» гор, для свиданий признают достаточно удобными чуланы и особенно бани, причем для надзора за ними существует «ведьмак». По всему югу Великороссии это - либо колдун , либо упырь-кровосос , который, по общему всем славянским народам поверью, ходит после смерти и морит людей.

Ведьма — это женщина земли. Мы наследуем её природную силу, способность к рождению, трансформации, исцелению. Женская сила и энергия очень схожа с силой земли.

Ты умеешь видеть знаки в простых вещах и находить ответы на свои вопросы в узорах, которые рисует природа? Её мудрость — твоя мудрость?

Твоя жизнь и твоё тело подстраиваются под сезонные изменения природы? Если ты активная и динамичная летом, осенью становишься вялой и спокойной, зимой будто бы мёртвой, а по весне возрождаешься, значит, ты полностью зависишь от капризов природы.

  1. Признаки ведьмы в женщине.
  • Внутренняя мудрость.

В тебе, несомненно, есть что-то от ведьмы, если:

  • Ты чувствуешь, что внутри тебя кипит котёл естественной исцеляющей мудрости, а люди обращаются к тебе за советами, рассказывают про свою жизнь, любовь или делятся своими проблемами в надежде, что ты им поможешь.
  • Ты же, в свою очередь, даёшь им советы или же приготовленные настойки из трав и различные снадобья (т.к. хорошо знакома со свойствами растений). Люди уходят от тебя с сердцами, полными надеждой на счастье и исцеление.

Как узнать, что я ведьма?

  1. Близость с природой.

Ты живёшь в лесу или вблизи водоёма? Если нет, то проводишь много времени в таких местах, предпочитая их городской местности?

Ведьмы, будучи неразрывно связанные с природой, стараются как можно ближе находиться к природе и как можно больше времени проводить с ней. Её естественная красота и энергетика питают ведьм, придают им силу.

Многие совершают свои ритуалы у воды или в лесу. Если ты ведьма, в лоне природы ты чувствуешь себя как дома.

Признаки ведьмы

  1. Ты не боишься бурь и штормов.

Ты не испытываешь страха, даже когда природа бушует так, что, кажется, наступил апокалипсис. Более того, ты наслаждаешься штормами и бурями, а иногда задаёшься вопросом, возможно, твоя собственная энергетика и вызвала такой удар стихии.

Ведьма упивается властью природы в любых её проявлениях. Она радуется ливням и ветру.

  1. Любовь к животным.

Ты любишь животный мир и сопереживаешь всем живым существам на нашей планете. Ты способна чувствовать их боль и плакать вместе с ним.

Каким-то странным естественным образом ты знаешь весь животный род, способна его понимать, а также видишь знаки, которые тебе подают животные.

Нередко к тебе в дом заходят затерявшиеся собаки или же залетают в окна птицы. А бывает и так, что в поле незнакомая лошадь подойдёт близко и склонит свою голову тебе на плечо.

Ты умеешь разговаривать с животными, понимать их просьбы и исцелять их от болезней?

Ведьмы и животные настолько зависимы от природы, что могут разговаривать на схожем энергетическом языке и с лёгкостью узнают друг друга.

Как определить ведьму

  1. Влияние Луны.

Твоя активность и настроение зависит от лунных фаз? Энергия луны влияет на тебя. Будучи маленькой девочкой и стоя у залитого светом луны окна, разговаривала ли ты с луной? Подстраиваешься ли ты под её фазы сейчас?

Например, начинаешь ли ты какие-то новые проекты или отношения, когда луна исключительно растущая? Замечала ли ты, что когда луна полная, окружающие тебя вещи начинают вести себя как-то странно, а когда она убывающая, все начинания или отношения ослабевают и идут на спад?

Если в тебе присутствуют черты ведьмы, ты не упустишь возможность посидеть в полной тишине одна в новолуние. В тёмное время суток ты любишь мечтать и строить планы на будущее.

Так в новолуние ты подстраиваешься под фазы луны, черпая её энергетику.

Способности ведьмы

  1. Мощная сила исполнять желания.

У тебя есть подозрения, что твои пожелания имеют свойства сбываться? Будь осторожна с ними, ведь воплотиться в жизнь могут как хорошие, так и плохие пожелания.

Ведьмы стары как мир. Если ты ведьма, в твоих глазах можно увидеть древние истории и секреты земли, мифы и тайны, ответы на многие вопросы.

  1. Способность исцелять людей.

Скорее всего, в тебе присутствуют черты ведьмы, если ты обладаешь тягой и способностью исцелять людей.

У тебя есть дар выбирать лечебные травы, натуральные энергетические средства для себя и близких людей. Ты, несомненно, являешься ведьмой, если просто кладёшь руку на чью-то больную спину или место ушиба, а на завтра боль исчезает и рана затягивается.

Черты ведьмы

  1. Воспоминания о прошлой жизни.

Как правило, ведьмы помнят свою прошлую жизнь. У многих из них остаются болезненные воспоминания о том, как они были сожжены на костре или утоплены в средние века, только потому, что они были дикими, мудрыми и свободными.

Ведьмы отчаянно пытаются гнать от себя образы из прошлого.

  1. Белая ворона.

Как правило, ведьмы всегда чувствуют себя среди людей некомфортно. Их часто считают белыми воронами и недооценивают, несмотря на то, что они мудры и проницательны. Их попросту не понимают окружающие.

Иногда про них говорят, что они аутсайдеры, так как они часто уходят в себя и избегают людей, хотя внутри них бурлят нешуточные страсти.

Если ты ведьма, скорее всего, ты не вписываешься в общепринятые нормы и правила. Ты знаешь тайные и священные вещи и можешь разглядеть то, что другие не могут понять.

Ты не сливаешься с большой толпой, а, напротив, предпочитаешь одиночество.

Ты очень чувствительна и хрупка, но при этом обладаешь силой одинокого волка.

Тебе необходимо много времени для того, чтобы думать, мечтать, общаться с природой и перестраиваться на новую волну.

  1. Мистические кристаллы как личное владение.

Тебя притягивают красивые горные породы, заключающие в себе энергию земли. Розовый кварц, бирюза, янтарь — эти природные камни в твоём распоряжении уже долгое время.

Ты хранишь их с тех самых времён, когда ещё не знала об их магических свойствах. Некоторые из них тебе подарили, другие же ты собрала сама.

Ведьма знает об их свойствах исцелять недуги, умеет заряжать камни, использовать в качестве защиты от негативного влияния извне, а также носит их в качестве ювелирных украшений.

Если ты ведьма, то знаешь, как с помощью горящей свечи и некоторых камней вызывать духов и ангелов, а также создавать волшебную божественную ауру.

  1. Магия.

Ты веришь в магию, как ребёнок, видишь мистику в воздухе и вокруг себя.

Тебя притягивают необычные вещи, рассказы, предметы.

Несмотря на то, что окружающие тебя люди не верят в мистические знаки и предзнаменования, в твоём сердце есть уголок, в котором ты хранишь веру в волшебство.

Тебя притягивают фильмы, книги, жуткие и странные истории про ведьм, вурдалаков. Ты считаешь, что совпадений не бывает, и что всё, что случается с нами, случайностью назвать нельзя.

Ты веришь в знаки и символы и всегда их видишь. Ты придерживаешься принципа "в этом мире не бывает случайностей" и знаешь, что, даже находясь где-то в полном одиночестве, ты никогда не бываешь одна.

  1. Гадания.

У тебя очень развитая интуиция, и очень часто ты предчувствуешь и предугадываешь события настолько точно, как будто у тебя внутри находится тот самый волшебный хрустальный шар.

Когда ты говоришь о том, что, по твоему мнению, может произойти, люди, как правило, прислушиваются к тебе. Иногда ты можешь видеть далёкое будущее и предугадать результат того или иного действия. Но ты видишь не только будущее, сны и видения рассказывают тебе также и о прошлой жизни.

Ты можешь читать человека, как открытую книгу, а по его энергетике сказать многое. У тебя развито шестое чувство. По этой причине тебя притягивают карты Таро и другие мистические вещи и предметы, благодаря которым можно предсказать любовь, разлуку и другие события.

Если хотя бы несколько из 13 признаков ты с уверенностью можешь приписать себе, вполне возможно, ты и есть самая настоящая ведьма.

Ведьма — это знающая, ведающая мать.

Ведьма — значит ведать, ведает о магии.
Потомственная ведьма — потомок ведуньи, ведьмы.

Само слово магия уже мистическое, неизведанное, непознанное. Вызывает в людях сильные противоречивые ощущения.
К магии относятся с опаской и уважением, с недоверием и напротив, видят спасение.
В мире нет человека, который ничего бы не знал о магии, ведьмах, колдунах и ворожеях.
Много веков из поколения в поколение передают потомственные ведьмы, колдуньи и маги знания, способности будущим поколениям — потомкам.
Во времена инквизиции людей, владеющих секретами колдовства, сжигали на кострах. Но подобное отношение к ведьмам, только усиливало темных ремесленников на создание более сильных проклятий, ритуалов и заговоров. Впоследствии, эти знания дошли и до нашего времени.
Магия – это вид древних знаний, покрытое тайной и пользующееся уважением. Её боятся.

Кого называют ведьмами, колдунами?

Тех, кто в действительности владеют знаниями в области темного ремесла, связываются с потусторонним — называют ведьмами, магами, колдунами.
За помощью к магии люди часто обращаются в моменты, когда наступает отчаяние. Когда не может помочь медицина и знахари. Когда традиционным способом не получается решить проблемы.
К адептам приходят люди с неизлечимыми заболеваниями, несчастной любовью, проблемами в бизнесе. А так же вопросами, которые невозможно решить традиционно.

Потомственная ведьма.

Кто такая потомственная ведьма?
Потомственная ведьма может помочь выпутаться из сложной жизненной ситуации.
Принято считать, что ведьмы – это бесовщина, и совершают злодеяния ради получения удовольствия и во имя зла. Однако, это не так! Делать ритуалы ради того, чтобы сделать человеку гадость – это не приемлемо даже в обществе черных адептов магии.

На деле же, спектр услуг потомственной ведьмы гораздо обширнее и направлены:

  • Как на наведение порчи, так и на снятие.
  • На усмирение и на изгнание хвори.
  • На привлечение богатства.
  • На наведение приворота и на снятие (обряд отворота).
  • На придание силы и на лишение.

Способности и возможности потомственной ведьмы зависят от ее силы. Чем, сильнее наследная ведьма, тем шире спектр услуг и возможностей. Силу определяет опыт, практика и потомком какой ведьмы она является.
Вопрос в том, с какой целью сам человек прибегает к услугам мага. Каковы намерения – благие, или напротив.
Часто человек готов отказаться, пренебречь моральными нормами и переступить страх, чтобы получить власть, деньги, любовь. Или испытать удовольствие реализованного желания отомстить. И в этом потомственная ведьма может помочь.

Как стать потомственной ведьмой?

Потомственная ведьма получает дар при рождении.
Причинами появления на свет принято считать:

  • Рождение незаконнорожденной девочки в третьем, девятом, двенадцатом колене.
  • Ребенок, которого прокляла мать во время беременности, а также ребенок, который родился у родителей, которых прокляли.
  • Рождение или зачатие в Пост, в Великий Церковный праздник или во время последней фазы луны.

Чтобы стать настоящей, сильной ведьмой, одного желания и «наследства» будет мало. Необходим магический дар, который передается, через поколение по женской линии.

С какими проблемами обращаются к ведьме?

К ведьме человек обращается с различными проблемами, и они наверняка будут решены.
Отрицать факт существования потусторонних сил – это неразумно. И тем, кто пытается закрыть на это глаза, судьба преподносит сюрпризы в виде неприятностей. Тогда человек предпочитает поверить в возможности черной магии и направляется к потомственной ведьме. Поскольку лучше обратиться к специалисту и решить проблему, чем потом жалеть, что мог исправить ситуацию, но сделал этого в силу каких то предрассудков.

Потомственная колдунья, ведьма.

Я являюсь потомственной колдуньей. Дар я получила при рождении, а знания взяла от бабушки. Внешне обычная женщина, без хвоста и бородавки на носу. Не ем людей и не сушу мышей для проведения ритуалов.
Но при этом обладаю силой.
Работаю в большей степени, в направлении любовной магии. Могу помочь с решением проблем, которые возникли в отношениях со второй половинкой.
Кто обращался ко мне, вернули свою любовь и счастливы в отношениях.
Дар колдовства состоит в умении призвать темных демонов и направить их деяние в нужное русло.

Мои способности ведьмы:

  • Знаю любовные ритуалы колдовства. .
  • Знаю приворотные ритуалы Вуду: Черное венчание, сексуальная привязка.
  • Возвращаю любимого человека, который бросил, при помощи сил духов тьмы.
  • Делаю сильные любовные заговоры, на богатство, удачу, здоровье, привлекательность.
  • Снимаю любовный приворот. Делаю отсушку, рассорку, остуду.
  • Диагностирую карму.
  • Делаю персональные любовные гороскопы.

Цель – это помочь наладить отношения между влюбленными при помощи колдовских сил.

Сейчас человек четко понимает, что сегодня купить можно многое, в том числе и здоровье и любовь. Да и реалии таковы, что по другому современную жизнь воспринимать сложно. Платить нужно за все – и за медикаменты, чтобы иметь здоровье, и за то, чтобы понравившаяся женщина обратила внимание.
Потомственный маг способен сделать так, чтобы проблем с деньгами никогда не возникало. Привлечет успех к бизнесу и проведет необходимые ритуалы для приумножения, притяжения богатства.
Люди давно пользуются услугами потомственных магов для устранения конкурентов по бизнесу, отведения фирмы контролёров, чтобы ускорить сроки продаж.

Услуги потомственных магов

Однако, потомственные маги способны помогать не ограничиваясь решением финансовых проблем.
Случается, что душа умершего никак не упокоиться на том свете и регулярно посещает живых близких и родных. Тогда помочь может только потомственный маг (медиум), при помощи некромантии, либо проведения спиритического сеанса. Используя специальные магические ритуалы, маг выясняет причину тревоги заблудшей души и помогает душе упокоиться, дабы те оставили в покое живых.

P.S. к медиуму стоит обращаться, если Церковь в упокоении не помогла.

Помощь магии в любви.

Что касается дел сердечных, то магия способна убрать соперника (отворот), воссоединить семью, приворожить возлюбленного. Но помните, что магия – это потусторонняя сила которая привяжет человека навсегда. Поэтому, прежде чем

Въдомо нам учинилось, что на Туле и в Тульском уезде
многие незнающие люди, забыв страх Божии,… держат
у себя отреченные и еретические и годателные книги и
письма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к ведунам
и ворожеям….многих людей портят, и от тое их порчи
многие люди мучатся разными болезнями и помирают

Грамота царя Алексея Михайловича на Тулу о запрещении
колдовства. 1653 г. Опарина. Т. А. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении
колдовства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики.
2002. №3 (9). С. 88-91.

Ведьма - «та, кто владеет тайными сведениями», персонаж магии (женщина занимающаяся колдовством и магией), образ (народный вымысел) описан в этнографической литературе, имеется практически в каждом европейском эпосе. Представление о ведьмах и ведуньях, очевидно, оформилось в доисторические времена и связано с разделением труда, мужчина занимался охотой, женщина собирательством различных трав, в ходе многочисленных экспериментов с травами и минералами выделилась специализация – знахарство (ведовство), где женщины были представлены в абсолютном большинстве. Знахарок (ведьм) уважали и опасались, владея опытным медицинским знанием, «ведьма» могла вылечить или убить человека и животное незаметно для окружающих (яды, наркотические травы).

В средневековье, с распространением иудеохристианской доктрины жизнь (здоровье) и смерть человека стала принадлежать Богу, врачеванием занимались обученные монахи-лекари (помощники Бога), женщины-знахарки (конкуренты) пользовались не признанными в христианстве приёмами, вмешивались в этот Божественный процесс и церковь начала преследовать народных целителей. Германские инквизиторы Г. Инститор (Крамер) и Я. Шпренгер в 1486 году написали трактат «Молот ведьм», который послужил основанием для судебных процессов над «ведьмами» (описывалась обнаружение колдовства и процедура доказательств). Историки по-разному оценивают «масштабность» этого явления, фигурируют цифры – 100 000 процессов против ведьм и от 14 000 до 60 000 казней. Скорее всего «Охота на ведьм» явилось следствием эпидемий, церковь искала оправдания и объяснения вспышкам чумы – Бог не помогал (не выполнялись правила элементарной санитарии и гигиены, описанные в Библии), начали искать виновника на земле, как всегда удар пришелся на незащищенные группы населения – пожилых женщин занимающихся лекарством и естественно евреев. «Чёрная смерть» (Божье наказание) - эпидемия бубонной чумы, прошлась по Европе в XIV веке (1346, 1361, 1369), унесла жизни 50 миллионов человек (сильнейший психологический удар по религиозности), локальные очаги чумы возникали ещё много раз вплоть до 1670 года, общее число умерших от чумы оценивают в 200 миллионов человек.

В обществе священнослужители (пропагандисты и агитаторы) распространяли (проповедь) мистические (демонические) сведения о знахарках и в массовом сознании сложилось представление, что женщина становится «ведьмой», заключив договор с дьяволом. Религиозный фанатизм и суеверие привели к всплеску в XV-XVII вв. преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами, этот период в Западной Европе вошёл в истории под названием «Охота на ведьм».

В отмечены казни «ведьм» и на Руси, хоть и в меньшем масштабе, врачей (лекарей) практически не было и к народным целителям относились более терпимо: «за полгода только в Москве Флетчер (английский посланник 1588-89) успел стать свидетелем сожжения двух человек, то есть основания для предположения, что таких сожжений было значительно больше. Летопись под 7099 г. (1590/91 гг.) описывает сожжение колдунов в Астрахани по приказу Федора Иоанновича: «пытав их, велел государь пережечь»» (Е.О. Шацкий. Русская православная церковь и сожжения).

В русском фольклоре (сказке) сферой деятельности ведьм считалось – скрытое вредительство: умение отбирать молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней, лишать людей урожая, делать их вурдалаками, насылать болезни и портить продукты; ведьма может руководить погодой: вызвать град, засуху, и т. п.

Н. В. Гоголь. Вий. 1835
«Славный был человек Хома! - сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. - Знатный был человек! А пропал ни за что.
- А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, - все ведьмы».

1) Существующая этимология и примеры употребления термина
Термин «ведьма» используется только в русском, польском, чешском, украинском и белорусском языках, на этом ономастическом пространстве с момента возникновения государственности (а кое-где и раньше) проживало значительное еврейское население.

А) Викисловарь, Ведьма
Корень: -ведj-; суффикс: -м; окончание: -а.
Значение - в народной мифологии колдунья, чародейка, женщина, связанная с нечистой силой.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: укр. відьма «ведьма; ночная бабочка», белор. ведзьма, чешск. vedma, польск. wiedzma «ведьма, колдунья». Как и кашубск. wieszcz «упырь, вампир», связано с праслав. *vede «я знаю» (см. ведать, ведь), др.-русск. вЪдь «колдовство, ведовство, знание».

Б) Словарь русского языка XI-XVII в., Академия Наук, М.,

ВЪДЬМА, знахарка, колдунья. Ведьмам бесчестия две деньги по их промыслом. Суд. Фед. Ив. 1589 г.
ВЪДУНЬЯ, жен. к въдун. В литовскихъ городЪх баба вЪдунья наговариваетъ на хмЪль, который изъ Литвы возят в наши городы. 1632 г.

ВЪДАТИ, ВЪДЪТИ знать иметь сведения о чем-либо; с XII-XIII века.

В) Письмо Татищева И. Д. Шумахеру 7 августа 1747 г.
«В переводе же, хотя г. Волчков весма хранится чужестранные или сарматские грубые слова класть, как то Белегард о возпитании детей в должности секретаря, 93, говорит, и господин Волчков сам признается, что в басне 89 слово ВЕДЬМА есть странное, а во многих слова немецкие неправо положены».

Г) Словарь Академии Российской 1789 – статьи ведьма нет.
Словарь Академии Российской 1847 - ВЪДЬМА, колдунья, чародейка, злая женщина.

Д) Обобщение и выводы
Итак, мы установили, что термин ВЕДЬМА (ВЪДЬМА) зафиксирован в русском языке в 1589 году в Судебнике царя Федора Ивановича (сын Ивана Грозного), нет никакого историко-лингвистического основания, связывать термин с «праславянской» формой (как считает Макс Фасмер); распространение термина шло не «из народа», а очевидно из языка церковной и царской канцелярии.
Вывод
Ранее мы рассмотрели термин ВЕДАТЬ (см. ст.) и выделили в нём корень иврита ЙАД, ЙАДА знать, познавать; образует понятия – умение, знания дела и т.д.
Очевидно, что корень иврита ЙАДА входит и в понятие ВЪДЬМА, целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральной терминологией иврита, другой попросту не существует в иудеохристианстве.

2) Терминология иврита

Ведьма, колдунья (обычно пожилая женщина, занимающаяся лечением людей и животных на свой страх и риск), часто такая деятельность приносила вред людям (что и отмечено в источниках); Б.С.Э. производит слово от глагола ведать (знать), ряд исследователей придерживаются мнения, что термин выражает мысль – «ведающая мать». В русском домашнем быту издавна врачеванием домочадцев занималась мать (бабка) семейства, она знала и собирала различные лечебные травы, делала настои, отвары и мази, каждая женщина усваивала определённый объём элементарных медицинских знаний и умела лечить простуду, переломы, ожоги, инфекционные заболевания, травмы и принимать роды.

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни ВЪДЬМА = В+ЪД+ЬМА.

В+ЪД+ЬМА = ивр. В как, в виде + ЙАДА, ЙИДА знать, познавать, уметь, устанавливать, определять, быть познанным, знание дела + ЕМ, ИМА мать, женщина-родитель, причина, основа.
Термин указывает на женщину обладающую способностями к врачеванию (траволечение, гипноз и т.д.), она может поставить «диагноз» больному, выяснить причину заболевания и определить способы лечения; первоначально - взаимопомощь женщин при родах.

В древнерусском уставном письме:
- «знак Ъ, Ер… означавшей очень краткий («глухой») неопределенный гласный, произношение которого точно не установлено… Одни предполагают Ъ = й (краткому и), другие - краткому о», ЕСБЕ;
- ерь Ь означал звук «Е».

ВЕДУНЬЯ
Подобный термин иврита - ЙИДОНИ колдун, предсказатель будущего, волхв, волшебник, маг; корень слова – ЙАДА, как и у «ведьмы».
«Библия упоминает три рода некромантии.: «об», «иидони» и «обращающийся к мертвым», причем оба первых всегда упоминаются вместе. Точное обозначение этих двух слов, как и этимология первого, до сих пор не разъяснены» (ЕЭБЕ, Некромантия).

Образы в Библии

Екклесиаст 11:5: «Как ты не знаешь (ЙАДА) путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать (ЙАДА) дело Бога, Который делает все».

Исаия 41:23: «Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать (ЙАДА), что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели».

Исход 22:18: «Ворожеи не оставляй в живых».

Левит 19:31: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам (ИИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».

1-я Царств 28:3: «И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ИИДОНИ) из страны».

Таким образом, проведя исследование, мы установили нижнюю временную границу появления термина ВЕДЬМА (1589), условия его распространения (через царские указы), язык термина (иврит) и объяснили содержание слова. Очевидно, что сложные общественно-политические и военные условия этого периода (Иван Грозный, опричнина, войны, эпидемии) породили мистические настроения в народе. Для отделения чародейства от рядового врачевания был создан специальный термин - ВЕДЬМА, он выделял «черных» целительниц, пользовавшихся приемами лечения (гипноз, магические действия, заклинания) не признанных христианством.

Качества: Тайные знания, траволечение, целительные способности, видение сердцем.

Богиня Артемис, Богиня Луны

Ведающая женщина, видящая, ведьма, берегиня, знахарка. Что это за знание и где его брать? Женщина ведунья будто чует невидимое глазу других, угадывает самое сокровенное, она может вылечить любую болезнь и это немного пугает и вселяет в людей трепет и уважение.

Она встаёт раньше всех в округе и идёт собирать травы, нужно успеть на рассвете, когда они имеют особые свойства. Она знает тайны масел и специй, тайны трав, она дружит со стихиями, нашёптывающими ей о том, что было в прошлом и как избежать беды в будущем. Это она умело вышивает на амулетах и одежде рунескрипты, защищающие воинов в бою. Это она танцует в лесу вокруг костра и издаёт странные звуки, похожие на крики животных.

- А что это такое у тебя, бабушка?

- Это бубен, когда подрастёшь, научу тебя с ним разговаривать.

Каждая ведунья ведёт свой быт по-разному. У кого-то в доме прибрано и просторно, но если заглянуть в шкафчики и шкатулочки можно найти много-много интересного. А у кого-то творческий беспорядок, как у бабушки из рассказа Рея Бредбери «Вино из одуванчиков», помните как убрались в её святая святых – кухне, где она творила свои шедевры, манящие запахом всю округу. После этого она перестала, не смогла готовить, всё получалось пресно, в блюдах не было Жизни. Пришлось вновь навести кавардак, чтобы волшебство ожило!

Вы придёте к Ведунье на чашечку чая и аккуратно зададите ей тревожащий душу вопрос, она лукаво улыбнётся и расскажет вам.. сказку. Вы уйдёте в недоумении, однако вскоре ситуация разрешится и вы отчётливо почувствуете какую-то безмерную благодарность к этим лукавым глазам и удивительной сказке.

Ведунью окружающие считают одиночкой, она не ищет общения, не привязана мыслями к партнёру – она понимает, ей нужен особенный, необычный, который будет понимать её ценности, невидимые другому глазу, который будет уважать этот удивительный её мир, который сможет и не побоится сопровождать её не только в этих мирах, но и в тех, где она черпает тайные древние знания, где она постигает основы бытия, где она разговаривает со стихиями и духами. В ином случае, она предпочитает оставаться одна, и в общем, точно не скучает. Знающие люди всегда нарасхват. Она редко отдыхает и много помогает людям, это естественная расплата за подаренные природой знания. Впрочем, она не устаёт, ведь она знает как накапливать, сохранять энергию, как восстанавливать силы, приходить в гармонию.

Ведунья знает, что всё окружающее обладает внутренней жизнью, камни и деревья говорят, она понимает и видит во времени закон причины и следствия, через Живое Творчество она проникает в тайны бытия.

Соединение с этим архетипом происходит позже, чем со многими, эта часть женской души, конечно, присутствует у всех, но в постижении этого архетипа важен жизненный опыт, проработанная связь с родом и служение.. а значит проработанное эго. Это очень важный элемент, понимание своего места во вселенной, понимание Жизни, как течения – постоянно меняющегося процесса, именно через это понимание мы можем дотронуться до «того, что есть», именно в служении, в простых ежедневных действиях, наполненных нашим вниманием рождаются настоящие чудеса. Ведунья – мастер управления вниманием, а значит, энергией, а значит, ключом к счастью, может быть поэтому этот архетип так влечёт…

Теневая сторона архетипа Ведунья:

Снежная королева. Жаждет власти. Использует «запрещенные приемы» (черная магия, нлп, психология, манипулирование, гипноз). Холодная стерва. Интриганка. Злая ведьма. Вокруг нее разрушение. Умеет соблазнить и влюбить в себя. Мужчины ползают за ней на коленях, она их хладнокровно использует. Испытание «»тонкой властью» (не физической как у теневой стороны амазонки). Власть над сознанием, умом, душой.

Женщина-Ведунья

Она знает так много, что иногда становится даже страшно – страшно, что она будет использовать эти знания в своих непонятных никому целях. Кажется, что она, как Ведьма из сказки, может приготовить ядовитое зелье и опоить, а может излечить все недуги чудодейственным отваром. Ведунья собирает тайные знания и либо плетет интриги, либо – если это ей выгодно – дает клубочек волшебный, который приведет любого к заветной цели.

Если же говорить по-человечески, а не иносказательно, то эта умная женщина видит всех насквозь и от этого ей становится скучно – скучно общаться, скучно знакомиться с новыми людьми, скучно слушать других. Поэтому она превращается либо в холодную Снежную Королеву, игнорирующую всех и вся, либо в эгоистичную интриганку, чтобы хоть как-то разнообразить свои будни. Ведь большой интеллект требует широко поля деятельности – почему бы не сплести какую-нибудь мудреную сеть, чтобы никто не смог ее распутать… А если рядом нет того, кого можно было бы «учить жизни» – она чахнет, засыхает и занудничает. И часто остается «в старых девах», т.к. мало кто способен конкурировать с ее интеллектом – а только это ее и возбуждает.